|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
При поддержке НСРП «Союзпечать»

Ваше мнение

Считаете ли вы, что ТВ как старое медиа обречено на смерть?

Прямой эфир

Агония печатной индустрии: что делать и кто виноват?

Поиску ответов на эти вечные «проклятые» российские вопросы было посвящено заседание круглого стола в Общественной палате РФ «Печатная индустрия в России: актуальные проблемы и способы их решения», инициатором проведения которого стала Комиссия по развитию информационного сообщества.

 

Во вступительном слове председатель комиссии и ведущий мероприятия Александр Малькевич постарался коротко обрисовать те проблемы, из-за которых отечественная печатная индустрия оказалась на грани выживания:

«За последние 5 лет почти каждый пятый киоск распространения печатной продукции был снесен, так как в большинстве регионов нашей страны арендная ставка не зависит от того, продаешь ли ты продукты и напитки или газеты. Платишь ты одинаково. Это, конечно, абсурд. Еще одна проблема печатной индустрии – разрушение инфраструктуры распространения книг: количество книжных магазинов в России за последние 5 лет сократилось на 50%. И здесь тоже возникают вопросы по арендным ставкам. Третьей проблемой, хорошо известной газетчикам, являются чрезмерно высокие цены на почтовую доставку печатной продукции. Да, с 2008 года эта проблема частично была снята: выделяются госсубсидии, но в 2014 году они были отменены, и сейчас опять стоимость доставки достигает 80% от подписной цены. Еще одна проблема, вытекающая из предыдущей, – высокие цены на подписку на газеты и журналы: подписная цена выше розничной в отличие от многих зарубежных стран. Следующая проблема – убытки издателей и дистрибьюторов, связанные с возвратом нереализованных тиражей, потому что Налоговый кодекс РФ предусматривает списание нереализованной продукции в пределах до 10% тиража. Вследствие этого, чтобы уменьшить расходы, издательства снижают тираж, из-за чего ассортимент печатной продукции существенно ограничивается».

Все это происходит, по словам Александра Малькевича, на фоне низкого уровня сегмента рекламы в прессе и поддержки новых проектов на государственном уровне: например, налоговых льгот.

Развивая тему, вице-президент «Союза предприятий печатной индустрии» Александр Оськин заметил, что чрезвычайно неразумно говорить об информационной безопасности государства и при этом на государственном уровне не уделять должного внимания системе распространения прессы:

«Что такое система распространения для прессы? Это жизнь, это доступ к потребителю. Я хотел бы напомнить, что товарищ Ленин начал свою революционную деятельность в России с распространения газеты «Искра». У нас сегодня происходит уничтожение системы распространения печатного слова в стране. Причем этому совершенно не придается никакого значения. Обратите внимание: количество книжных магазинов сейчас в России меньше, чем было при царском режиме. Каждый день по стране в среднем закрывается по 10 киосков прессы. Сегодня в Москве арендная ставка для киоска прессы составляет 12 тыс. рублей за 1 квадратный метр! Кто виноват? Виноваты люди, которые принимают решения. В свое время было принято решение об ограничении участия иностранного капитала в развитии печатных российских СМИ до 20%, в результате чего иностранный капитал просто ушел с российского рынка, прекратились новые инвестиции, прекратились новые технологии, и СМИ начали потихонечку умирать. 90 тыс. газет и журналов было в 90-е в России, осталось 50 тысяч с небольшим. И их количество продолжает сокращаться. Все сегодняшние проблемы печатных СМИ носят рукотворный характер и коренятся в непрофессионализме определенных представителей в органах власти, как в законодательной, так и в исполнительной. Пресса не умирает, ее убивают».

Завершая выступление, Александр Оськин отметил, что даже относительно небогатой соседней Латвии, где нет ни нефти, ни газа, на доставку сельскому населению подписных изданий ежегодно выделяется государственная дотация в 3 миллиона евро.

Разрушение печатной отрасли ведется по всем направлениям: так, за 2018 год стоимость газетной бумаги повысилась на 18% (в этом году бумага пока стала дороже на 4 – 5%, но, как говорится, цыплят по осени считают); последняя «газетная машина» была ввезена в РФ 7 лет назад. В основном сейчас в стране работают старые «газетные машины», так как производства отечественных полиграфических машин нет, как и комплектующих к ним. По «консолидированному» мнению участников заседания, издательско-полиграфический комплекс страны в настоящее время находится в глубоком кризисе: отчасти причина сложившегося положения заключается, по их мнению, в отсутствии «единого регулятора» в этой сфере, каким было Министерство печати в Советском Союзе. Отчасти можно говорить об изменении конъюнктуры и рыночных процессах…

Но, как отметил, завершая мероприятие, модератор дискуссии Александр Малькевич, нельзя все списывать на рынок, так как ситуация на нем зависит от ситуации в стране и экономике: «Мы видим, как «невидимая рука рынка» отрегулировала эту сферу!»

Вследствие всех этих негативных процессов только за 2018 год, по официальным данным, которые, как правило, сильно приукрашивают действительность, количество рабочих мест в отечественных СМИ сократилось на 15%. Если ситуация будет развиваться в том же направлении, то Россия из самой читающей и думающей страны в мире превратится вскоре в страну людей, которые способны только нажимать на кнопки гаджетов…

Сергей ИШКОВ

Источник: МосПравда

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние публикации

Архив

<< < Март 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31