|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Ваше мнение

Как вы считаете, какими мерами надо поддержать журналы и газеты для детей и юношества?

Прямой эфир

Проблемы детской прессы обсудили в Общественной палате РФ

3 июня в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Детская печатная пресса: проблемы и перспективы развития».

В заседании приняли участие издатели детских газет и журналов, распространители печатной продукции, представители ФГУП «Почта России», отраслевых общественных организаций, журналисты.  

Модерировал круглый стол председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций А.А. Малькевич. Во вступительном слове он подчеркнул значение детской периодики для воспитания подрастающего поколения, школьного образования, формирования у детей и юношества нравственных ориентиров и общего интеллектуального развития. Он сообщил, что по итогам круглого стола будут приняты рекомендации в адрес государственных структур, министерств и ведомств, направленных на поддержку детских и юношеских изданий. Он призвал всех участников форума к активной дискуссии и внесению конструктивных предложений в итоговый документ. 

С обстоятельным докладом о проблемах, с которыми сталкиваются издатели детской прессы, выступил Л.Н. Елин, президент ИД «Лев». Он отметил, что за  2018 год тиражи детской прессы в России снизились в среднем на 15%, при этом у традиционных тиражных лидеров снижение было более значительным из-за негативной ситуации в рознице.

Необходимо учитывать, что в сегменте детской прессы имеются специфические, отличные от общеотраслевых, проблемы. Это, например, отсутствие у детских изданий сколько-нибудь значимых доходов от рекламы и как следствие – их крайняя зависимость от сроков и объемов поступления денежных средств от дистрибьюторов. Детской периодике труднее пробиться в сетевые супермаркеты, причем подписка не может возместить «выбывающие» из-за ситуации в рознице тиражи: если в первом полугодии 2018 года в основные подписные каталоги включались 140 детских изданий, то в 2019 году – уже только 117. Все это ведет к ситуации, когда издатели детских газет и журналов вынуждены снижать периодичность и тиражи или вообще прекращать их выпуск.     

По мнению Л.Н. Елина, экономику детской прессы, как и «взрослых» изданий, могли бы поддержать такие меры, как увеличение льготного списания возвратных тиражей, снижение для детских газет и журналов тарифа страхового взноса в ПФР, возвращение государственной субсидии на доставку подписных изданий населению, включение детских СМИ в госпрограммы субсидирования в рамках государственной Стратегии развития индустрии детских товаров.

Е.М. Шитикова, исполнительный директор Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП), в своем выступлении подчеркнула, что сегодня крайне актуальной стала задача формирования общественного запроса на детское чтение, осознания важности детской литературы с точки зрения государственных интересов, будущего страны. Для этого необходимо широкое использование социальной рекламы для пропаганды чтения и реализация других мер в рамках федеральных и региональных программ поддержки чтения, уменьшение налоговой нагрузки на детские издания, решение вопросов с библиотечной подпиской на детские газеты и журналы и обеспечение для них льготного вхождения в торговые сети. Еще одним важным вопросом, отметила Е.М. Шитикова, является социальная ответственность бизнеса, который мог бы поддержать детские СМИ, но не делает этого, поскольку не видит заинтересованности в этом государства. 

А.В. Оськин, вице-президент СППИ ГИПП, привел общие цифры, показывающие масштаб падения отрасли печатных СМИ и предложил несколько решений, которые могли бы оказать помощь детской печатной периодике. Во-первых, это вывод подписки из сферы коммерческой деятельности Почты России и ее перевод в категорию универсальной почтовой услуги, для чего внести поправку в Закон о почтовой связи, введя специальную категорию «доставка прессы». Во-вторых, введение сертификата подписки на детские издания, по которому подписка будет обходиться дешевле, а государство компенсирует Почте затраты на доставку. В-третьих, создание специализированных киосков прессы для реализации детских СМИ и сопутствующих детских товаров вблизи школ и других детских учреждений. Наконец, организация в крупных городах ярмарок выходного дня для детской прессы и литературы. 

С.Б. Дубинская, исполнительный директор АРС-ПРЕСС и сопредседатель Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ, в своем выступлении обратила особое внимание на необходимость энтузиазма, инициативы в регионах по поддержке детских СМИ. В качестве примера успешной работы детских изданий в регионах РФ она назвала газету «САМИ» (г. Барнаул), журнал «Чудеса и приключения – детям» (Москва), детское издание «Клинского Информагентства» и ряд других.     

С рядом содержательных предложений о поддержке детской прессы на национальных языках, в том числе о соответствующих поправках в региональное законодательство, о включении детской литературы в программу внеклассного чтения и др. выступила М.Н. Христофорова, председатель Ассоциации национальных СМИ. Она обратилась к Минкомсвязи с предложением провести форум для юных журналистов по вопросам их участия в создании сайтов детского профиля. Интерес у собравшихся вызвал ее подробный рассказ о выходящем в Якутии журнале «Будь готов» на трех языках – якутском, русском и английском. 

Главный редактор журнала «Пять углов» С.В. Грачев подробно остановился на проблемах школьного образования и воспитания. Он, в частности, отметил, что одним из пугающих признаков серьезного положения в средней школе является рекордное количество суицидов среди учащихся. Он предложил выделять школам больше средств из местных бюджетов для осуществления подписки на детские и юношеские издания. Очень важно, отметил С.В. Грачев, наладить контроль в СМИ и журналистских кругах за использованием грантов, которые часто тратятся не в интересах читателя. Он привел в пример Липецкую область, где благодаря поддержке местной администрации детская пресса развивается очень хорошо. 

Президент Гильдии межэтнической журналистики М.А. Лянге затронула проблему качества детской национальной прессы, подчеркнув, что многие из этих изданий находятся на уровне прошлого века. Им надо активнее использовать возможность получения грантов на свою поддержку и прежде всего правильно оформлять документы. Она выразила готовность оказывать всестороннюю помощь и поддержку таким изданиям в получении грантов. 

Главный редактор журнала «Женское здоровье» И.И. Мосин подробно остановился на роли научно-популярных изданий для детей. Он предложил активно поддерживать развитие таких изданий, как «Юный техник», «Детское здоровье», «Юный натуралист» и др., которые должны сыграть важную роль в интеллектуальном развитии подрастающего поколения. 

В дискуссии также приняли участие главный редактор журнала «Юный техник» А.А. Фин, главный редактор журнала «Классный журнал» А.В. Ходорыч, главный редактор газеты «САМИ» Н.В. Юмашева, шеф-редактор журнала «Чудеса и приключения – детям» О.В. Муравьева, директор-главный редактор ГАУ МО «Клинское Информагентство» Н.В. Васильева и др. 

На круглом столе по конференц-связи выступила М.Н.Кислова, руководитель Департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг Блок почтового бизнеса ФГУП «Почта России». Она подробно рассказала о работе своего ведомства по поддержке детской прессы в подписке и рознице через отделения связи, ответила на многочисленные вопросы собравшихся. 

По итогам заседания были приняты рекомендации, в которые было включено подавляющее большинство прозвучавших предложений и инициатив. 

Заседание круглого стола транслировалось в прямом эфире на сайте Общественной палаты. Запись трансляции доступна по ссылке.

Пресс-служба СППИ ГИПП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Архив

<< < Июнь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30