|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Прямой эфир

Киоски под угрозой

Российские издатели и распространители прессы просят придать периодической печати статус социально-значимой продукции.

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), ежедневно в России ликвидируют в среднем 10 киосков прессы, при этом редкие положительные примеры сохранения газетных киосков в регионах эксперты называют чудом.

Время собирать киоски

"Если до середины 2000-х годов система распространения (периодических изданий и книг через сеть киосков – ИФ) по количеству точек увеличивалась и развивалась, и те потери, которые отрасль получила в начале 1990-х годов, были восполнены, то с 2004 года наш сегмент потерял около 26% объектов. Их число сократилось с 42 тыс. до 31 тыс.", - сообщил на встрече с журналистами в Москве президент АРПП Дмитрий Мартынов.

По его словам, во многих регионах России на местном уровне борются с мелкой розницей для того, чтобы перевести денежные потоки, идущие через газетные киоски, в крупный ритейл. И крупный ритейл, в частности, участвует в этой борьбе, лоббируя, например, запрет на продажу в киосках табачной продукции.

Если такой запрет будет принят, то, по словам председателя правления АРПП Александра Оськина, он уничтожит не менее трети киосков России. "Сигареты для мелкой розницы являются "трафикообразующим" товаром. И я считаю большим лицемерием, что под прикрытием борьбы за здоровье нации идет битва за финансовый переток в крупный ритейл 2,7 трлн рублей", - заявил Александр Оськин.

По его мнению, также в настоящее время одно из средств давления на отрасль – это ужесточение требований договоров аренды на земельные участки, на которых установлены газетные киоски.

"Существуют и экономический прессинг с помощью ввода ограничений на ассортимент, повышения арендной платы, увеличения в несколько раз тарифов на электроэнергию или с помощью требований заменить дизайн киоска в необоснованные сроки", - говорит Дмитрий Мартынов.

При этом рентабельность отрасли ее участники оценивают в 2-3%. "Чиновники усмехаются, когда мы им говорим об этом, и заявляют: вы, наверное, опять шутите, вы нас кошмарите, если бы вы так работали, то давно отдали бы деньги в банки – там рентабельность гораздо выше. Это уже наша беда, что мы пытаемся доказать, что, к сожалению, мы не нефтяные магнаты и не "телекомы". На самом деле я нисколько не драматизирую ситуацию. В Москве и Санкт-Петербурге в течение второго полугодия 2012 года из-за убыточности закрыто большое количество розничных точек. Но отрасль не просит денег, а просит дать понятные правила игры на этом рынке", - говорит генеральный директор ЗАО "АРИА-АиФ" Герман Баринов.

Печать на кладбище

Участники рынка приводят и конкретные примеры того, как ликвидируют газетные киоски. Так, например, по словам генерального директора ООО "АРПИ "Сибирь" Сергея Гаврилова, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко упрекнул местных чиновников, что на площади Карла Маркса в Новосибирске много неорганизованных торговцев.

"Тут же расторгли договоры с легально стоящими киосками, прекрасно понимая, что ничего не поменялось. Торговцы с фруктами и бабушки с носками как стояли, так и стоят. Только киоски одномоментно лишились договоров", - заявил Сергей Гаврилов.

"В Новосибирске официально будут предоставляться новые места под киоски. Когда я посмотрел, где будут эти места, то понял, что проходимость на этих пустырях чуть ли ни три человека в день. Предоставляется место под киоск… на Северном кладбище. При этом, когда мы попросили предоставить нам место в новом построенном микрорайоне на 70 тыс. жителей, ответ администрации был таким: "у жителей нет потребностей в ваших услугах". На Северном кладбище есть потребность, а в новом микрорайоне – нет", - резюмирует Сергей Гаврилов.

В пресс-центре мэрии Новосибирска, куда Interfax-Russia.ru обратился за комментариями, были удивлены подобным решением и ответили, что размещение всех газетных киосков регламентируется схемой размещения нестационарных торговых объектов. Но пообещали направить запросы в департамент земельных и имущественных отношений мэрии и в администрацию Ленинского района города с просьбой предоставить пояснения.

Тем временем в Новокузнецке, как заявил генеральный директор ООО "АРПИ "Сибирь", его торговой сети местные власти предлагали заключить договор аренды на земельные участки под кисками на срок 3-6 месяцев.

"Ни один разумный инвестор не будет вкладывать средства на таких условиях. Затем нам было предложено, что город согласен заключать договоры на 11 месяцев, но только поставьте новые киоски и проведите благоустройство прилегающей территории", - рассказал Сергей Гаврилов.

По его словам, предприятие выполнило данные требования, но затем ему отказали в продлении аренды.

"Оказывается, 2 февраля было какое-то постановление местной думы, по которому не могут нам продлить аренду, потому что киоски стоят на магистралях, хотя с магистралями все согласовано", - сказал генеральный директор предприятия.

В свою очередь, в отделе по работе со СМИ мэрии Новокузнецка утверждают, что проблем с газетными киосками в городе нет. Там отметили, что два года назад в городе началась масштабная работа по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов, которую курировал лично глава города.

"Была поставлена задача - перевести всю торговлю в цивилизованное русло. Дело в том, что до этого в центральной части Новокузнецка на остановках размещалось по 3-5 киосков с различной продукцией, главным образом, пивом и сигаретами. На тот момент так же вводились новые требования к реализации спиртных напитков. И эти два события стали причиной негодования многих владельцев киосков", - заявил сотрудник отдела по работе со СМИ мэрии Новокузнецка.

Кроме того, по его словам, предпринимателям Новокузнецка предлагали убрать часть киосков из центральной части города и разместить их в спальных районах. "Но со стороны распространителей печати никаких вопросов не возникало, процесс прошел гладко. Тем более глава города дал установку - не препятствовать работе торговцев цветами и печатью", - утверждают в мэрии.

Суд да дело

Проблемы с газетными киосками есть и в Алтайском крае. "В Барнауле еще проще – киоски "Роспечать-Алтай" не попали в новую схему размещения объектов нестационарной торговли, которую разработал город. 20 лет стояли киоски, а теперь они не попали в схему", - заявил генеральный директор ООО "АРПИ "Сибирь" Сергей Гаврилов.

По его словам, мэрия Барнаула исключила из схемы 102 из 106 торговых точек "Роспечать-Алтай". Учредители вытесняемой сети обратились к полпреду президента в СФО Виктору Толоконскому, который направил письма в прокуратуру, антимонопольную службу и администрацию Алтайского края с просьбой разобраться в ситуации.

"В ответ мы получили письма из прокуратуры, которая сообщила, что это не в ее компетенции. А вот УФАС по Алтайскому краю признало нашу позицию законной", - сообщил Interfax-Russia.ru генеральный директор издательского дома "Алтапресс" (является одним из учредителей сети "Роспечать-Алтай") Юрий Пургин.

Точнее, комиссия УФАС по Алтайскому краю признала противоречащими требованиям федерального законодательства действия администрации Барнаула по исключению мест размещения объектов, фактически занятых киосками ЗАО "Роспечать-Алтай", из схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также невключение их в данную схему.

Антимонопольная служба в ответ на запрос Interfax-Russia.ru пояснила, что мэрия нарушила п.п. 2, 8 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" и п. "д" части 4 статьи 15 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Ответчикам по делу выданы предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Но все пять районных администраций Барнаула обратились в суд с требованием отменить предписания ФАС, и сейчас исполнение предписаний приостановлено.

В то же время районные администрации города предъявили ЗАО "Роспечать-Алтай" 24 иска с требованием освободить земельные участки, на которых стоят киоски с прессой. "Нам не продляют договоры аренды. При этом не идут ни на какой контакт. И сегодня помимо судебных разбирательств мы имеем предписания прокуратуры о нарушении земельного законодательства", - говорит директор ЗАО Данил Алтухов.

Позиция мэрии в данном вопросе следующая. "Мы хотим применить к нестационарной торговле рыночный подход. В схеме мы определили виды торговли для каждого из участков. И по мере истечения договоров аренды с участниками нестационарной торговли данные места будут выставляться на торги. Мы предполагаем, что первые аукционы состоятся в апреле 2013 года. Но весь процесс займет полтора – два года", - говорит председатель комитета по информационной политике Барнаула Андрей Ляпунов.

По его словам, мэрия поддерживает продавцов прессы и желает, чтобы доступ к ней был как можно шире. При этом шумиха вокруг "Роспечати-Алтай", по его мнению, возникла лишь потому, что эта сеть - самый крупный участник нестационарной торговли не только в своем сегменте, но и во всей сфере уличной торговли города.

"Мы не видим с нашей стороны нарушений. Если мы определили систему размещения объектов уличной торговли и определили места без привязки к конкретной фирме, то в этом нет ущемления чьих-либо прав. В чем разногласие с "Роспечатью-Алтай"? Мы говорим: город определил места размещения, и на них может претендовать любая компания данного сегмента рынка. Они же говорят: "Нет, мы хотим, чтобы наша фирма имела персональные места, закрепленные именно за "Роспечатью-Алтай", - считает председатель комитета по информационной политике Барнаула.

Однако участники рынка утверждают, что повсеместное введение аукционов и конкурсов приведет к смерти отрасли, так как она не выдержит конкуренции.

"В Воронеже мы смогли переломить ситуацию, но только после небольшого скандала, когда губернатор должен был лично вмешаться. Что такое конкурс или аукцион – киоск стоит 25 лет на одном и том же месте. И каждые 3, 6 или 11 месяцев ты должен выходить на аукцион. Заходит другой бизнес, и там другая рентабельность, и предлагает в 6 раз больше платить. Если бы такая система была утверждена в Воронеже, то через 5 лет там бы не осталось совсем киосков с прессой", - говорит генеральный директор ЗАО "Сегодня-Пресс-Воронеж" Игорь Тимофеев.

Будущее отрасли

На фоне ситуации в Новосибирске, Новокузнецке, Барнауле и других городах России тепличные условия, созданные для распространителей прессы в Казани, выглядит чудом. Там договоры аренды на земельные участки под киосками заключаются на 49 лет.

Также эксперты ссылаются на примеры других стран, где распространителей печатных СМИ поддерживают на госуровне. Так, во Франции правительственным декретом от 13 апреля создан стратегический фонд развития прессы, который предоставляет субсидии для снижения себестоимости продукции, оптимизации финансирования, повышения качества обслуживания в отрасли и т.д.

"Также поддерживаются киоски прессы. Например, фиксированный размер единовременной финансовой помощи на один торговый объект распространения СМИ составляет 1,5 тыс. евро, в Париже в ряде департаментов – 2 тыс. евро", - отмечает президент АРПП.

В то же время распространители печатных СМИ являются лишь верхушкой айсберга. Все начинается с бумажных комбинатов, далее работают типографии и большие издательские коллективы, и только потом готовая продукция направляется в киоски. Уничтожение киосков в России приведет, по мнению игроков отрасли, к потере 500 тыс. рабочих мест и сотни миллионов налогов в местные бюджеты.

"Мы недавно направили коллективные письма из семи общественных организаций и в Госдуму, и в Совет Федерации. Ноль ответа. Мы в этом году направляли письма в правительство РФ – отписка. Коллеги предлагают – давайте проведем забастовку – это вариант. Коллеги предлагают – давайте попросим редакторов ведущих газет выйти с белыми первыми полосами, чтобы власти услышали, что отрасль уничтожается, что отрасль гибнет", - сказал председатель правления АРПП Александр Оськин.

При этом, по его словам, отдельные федеральные органы власти, в том числе министерство связи и массовых коммуникаций, федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, с пониманием относятся к проблемам отрасли. Но у них нет рычагов давления на местные власти, а сфера регулирования мелкорозничной торговли – это прерогатива местных властей.

Поэтому участники рынка настаивают на том, чтобы печатные СМИ и киоски с прессой наделили особым социальным статусом, который позволил бы отрасли развиваться.

Елена Гурьева

 

Источник: Интерфакс

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ГиПП

Архив

<< < Декабрь 2012 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 27 28 29 30
31