|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Ваше мнение

Как вы считаете, какими мерами надо поддержать журналы и газеты для детей и юношества?

Прямой эфир

Как сохранить детскую печатную прессу?

Проблемы развития отрасли обсудили в ОП РФ

 

На площадке Общественной палаты РФ прошел круглый стол «Детская печатная пресса: проблемы и перспективы развития», приуроченный к Международному дню защиты детей. Организатором мероприятия выступила Комиссия ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.

Открыл круглый стол председатель комиссии Александр Малькевич. Он отметил, что детские и юношеские издания играют важную роль в просвещении и воспитании подрастающего поколения. Однако эта категория газет и журналов, как и остальная пресса в России, сталкиваются с многочисленными проблемами: «В 2018 году тиражи детской прессы в среднем снизились на 15 процентов, при этом у тиражных лидеров снижение было еще большим в связи с негативной ситуацией на рынке распространения, включая подписку и розницу».

Член ОП РФ отметил, что проблемы в сфере распространения прессы наиболее болезненно сказываются именно на детских изданиях, которые лишены значимых доходов от реализации рекламных площадей и полностью зависимы от денежных средств, поступающих от дистрибьюторов.

Президент ИД «Лев» Лев Елин уверен, что детские СМИ — основа будущего страны: «На одном из заседаний в Госдуме было высказано мнение, что печатная пресса умирает и нужно забыть про это и идти дальше. Я хочу сказать, что это категорически не так! Спрос на детские СМИ самом деле есть. По данным ОАО “Роспечать”, продажа детских СМИ в 2018 году упала на 33 процента, по оценке АРПИ “Сибирь” — на 28 процентов. Для сравнения: продажи женских СМИ упали на 19 процентов, по сообщению ОАО “Роспечать”, АРПИ “Сибирь” — на 18 процентов. В 2018 году каждый из шести вышедших полнометражных детских мультфильмов получил финансирование в размере минимум 150 миллионов рублей, всего — миллиард. А 70 печатных изданий — 38 миллионов!»

По мнению Елина, необходимо внести корректировки в налоговое законодательство в плане увеличения льготного списания с 10 до 30 процентов, снизить тариф страхового взноса в ПФР с 22 до восьми процентов, вернуть существовавшие до 2014 года государственные субсидии на подписку, а также включить детские СМИ и книги в программу Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2030 года.

Вице-президент Союза предприятий печатной индустрии Александр Оськин представил общие цифры падения отрасли: «Из 42 тысяч киосков прессы осталось 16 тысяч. Ранее подписка составляла один миллиард экземпляров в год, сейчас — полмиллиарда. Почтовые тарифы выросли в 2,5 раза и продолжают расти, кроме того, будут расти и дальше, потому что подписка убыточна для почты. Отменили субсидии. На мой взгляд, есть несколько простых решений, чтобы помочь детской прессе. Во-первых, нужно вывести подписку из коммерческой деятельности почты и перевести ее в категорию “Универсальные почтовые услуги”. Это длительный процесс, и за него надо бороться. Поэтому у меня есть другое революционное предложение только для детской прессы — ввести сертификат подписки, который покроет все затраты почты по доставке детского издания».

Исполнительный директор Союза предприятий печатной индустрии Елена Шитикова рассказала, что уже долгие годы медиасообщество пытается доказать, что печатные детские СМИ востребованы: «Нужно и родителям, и детям рассказать об их существовании, об их роли, а для этого нужны программы по социальной рекламе, по продвижению чтения вообще и детских изданий в частности, нужно уметь заходить в школы. В Советском Союзе была целая программа, которая вела ребенка к взрослому чтению, заставляла думать, анализировать и, в принципе, воспитывала гражданина. Если нет запроса на воспитание и образование в государстве, это ни к чему нас не приведет. И наша задача — создать этот запрос, объяснить, что это не просто глянцевое издание, а образовательный момент в жизни каждого ребенка».

По словам Шитиковой, все программы по поддержке детских изданий должны приниматься в первую очередь, потому что «дети — основа государства, и, если в них не вкладывать сегодня, не понятно, к чему мы придем завтра».

Она отметила, что открытым остается вопрос о социальной ответственности бизнеса: «Мы знаем, как многие серьезные бизнесы поддерживают серьезные СМИ, но мы не знаем истории, когда те же серьезные СМИ поддерживают детские СМИ».

Елену Шитикову поддержали присутствующие. Александр Малькевич добавил, что, если государство будет заинтересовано в детской периодике, то и бизнес будет заинтересован: «И главная задача сейчас — достучаться до государства».

В дискуссии также приняла участие исполнительный директор «АРС-ПРЕСС», сопредседатель Координационного совета региональных СМИ при Общественной палате РФ Софья Дубинская: «Мы говорим о том, что, если нам выделят средства, все получится. Но я в этом смысле пессимист и знаю, что никто нам эти миллиарды не даст. Уже на протяжении 20 лет мы пытаемся изменить ситуацию, и все безрезультатно. У нас есть частный государственный бизнес, частное государственное партнерство. Сейчас даже государственное издание не может выходить как просто государственное: они находят партнеров, создают дочерние организации, которые могут каким-то образом помочь основному изданию. И как раз частное госпартнерство — это один из вариантов нашего опыта последних лет, когда хорошее издание с качественным контентом может выжить».

Главный редактор журнала «Пять углов» Сергей Грачев в своем выступлении рассказал о том, что сейчас происходит в школах: «Информация о школах все чаще напоминает боевые сводки: там стреляют, там издеваются, там затравили учителя и т.д. Отмечу, в 2018 году Россия вновь стала лидером по подростковому суициду: если в 2017 году было зафиксировано 692 детских суицида, то в 2018 году — 788. Острых психических заболеваний среди старшеклассников у нас в 2,5 раза больше, чем в Чехии. Более того, оказалось, что 72 процента учеников не любят ходить в школу: нет доверия к учителям, нет контакта и взаимопонимания. К слову, в семье тоже нет доверия: за долгие годы на первое место по доверию вышли не родители, а друзья. К сожалению, мы теряем ту самую связь времен, о которой говорил Шекспир, она распадается на молекулярном уровне, на уровне семьи. 40 процентов детей не имеют контактов дома, а на вопрос, почему вы не общаетесь с родителями, один из девятиклассников задал встречный вопрос: “А о чем с ними говорить?!” И если так подумать, действительно, все разговоры родителей и детей все чаще сегодня сводятся к нескольким темам: как дела в школе, ты поел, вынес мусор и т.д.?»

В ходе дискуссии собравшиеся сошлись на мнении, что необходимо включить социально значимые детские издания в список рекомендуемой для внеклассного чтения литературы для детей и школьников. Было также высказано предложение о проведении в крупных населенных пунктах ярмарки выходного дня детской и юношеской периодики и литературы как важного инструмента продвижения данной категории печатной продукции среди населения. 

Народный депутат Республики Саха (Якутия), председатель Ассоциации национальных СМИ, генеральный директор медиагруппы «Ситим» Мария Христофорова уверена, что к решению проблемы необходимо привлекать не только Министерство просвещения РФ, но региональные министерства образования и ведомства, работающие в данной сфере.

«Есть возможность изучить региональные законы об образовании, которые во многих субъектах РФ имеются со своим региональным компонентом. Что касается национальных регионов, то в прошлом году многим из них было настоятельно рекомендовано по требованию прокуратуры привести свои законы в соответствие с федеральным законом в части выбора родителями языка обучения. Многие из вас помнят тот резонанс, который был связан с этими поправками. Тогда министерство образования воспользовалось “топором”, без учета мнения национальных субъектов РФ. А у нас только национальных республик более 20».

По ее словам, каждый регион был должен определить свое отношение к данной норме и, исходя из местной ситуации, либо просто механически ввести ее, либо постараться упредить последствия.

«Так, занимаясь этими поправками, мы поняли, что можно и нужно шире смотреть в целом на языковую среду. И сейчас в свой профильный комитет науки и образования в своем региональном парламенте мной внесено предложение о поправке, которая, на мой взгляд, отчасти направлена на системное расширение этой среды. В частности, чтобы периодическая детская печать была рекомендована в качестве внеклассного чтения. Только с такой поправкой в строчке закона региональное министерство образования возьмет это на вооружение», — сказала Мария Христофорова.

По итогам круглого стола были составлены предложения по развитию детских СМИ, в ближайшее время они будут переданы в профильные ведомства для рассмотрения.

Источник: Общественная палата Российской Федерации

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Архив

<< < Июнь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30