|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Ваше мнение

Какие павильоны прессы, на ваш взгляд, нужны России?

Прямой эфир

Печать кризиса: как коронавирус атакует спортивную прессу

Коронавирус если и не убил печатную прессу, то отправил ее в глубокий нокдаун. Неизвестно, кто и в каком состоянии из него выберется. "Террикон" исследует отечественный рынок спортивной печатной прессы в ретроспективе и перспективе. 

Первым не выдержал "Футбол". Этот еженедельник с крайне выраженной авторской позицией, в свое время - очень влиятельный, в последние годы держался на энтузиазме его босса Артема Франкова, в чем он и признавался зимой в большом интервью для программы "Вацко light". Тогда Франков очень осторожно и без особого оптимизма говорил о видах на будущее. На этой неделе он сообщил о том, что выпуск "Футбола" приостановлен. "Журнал "Футбол" - все! До поступления новой информации. Сотрудники - в отпуск за свой счёт. Я бы даже на жалость надавил, но сейчас такая ж. наваливается на 90 процентов наших людей. Денег нет, но вы держитесь!", - сформулировал Франков в своем неповторимом стиле. 

Это не значит, что мы навсегда распрощались с "Футболом". У редакции есть планы и даты возобновления выхода. Но сами понимаете, какова степень их реалистичности при тотальном непонимании характера и сроков эпидемии. 

Ретроспектива 

Расцвет украинской печатной спортивной прессы - это 90-е годы и отчасти несколько первых лет нового века, когда интернет еще не набрал полную силу. Тогда тиражи газет и журналов исчислялись десятками тысяч, а "Команда" как лучшая из них спокойно конкурировала на внутреннем русскоязычном рынке со "Спорт-Экспрессом", сравниться с которым, казалось, невозможно. 

"Спорт-Экспресс", кстати, получил свое ответвление в Украине - к середине "нулевых". Со временем связь с российской "матерью" стала призрачной, хотя свойственный ей высокий уровень информативности украинское издание поддерживало долго. Но тоже не выдержало ударов времени - с 1 августа прошлого года оно упразднило печатную версию, перейдя полностью на электронный вариант существования (который, мягко скажем, не отличается особой живостью). 

Главным украиноязычным изданием оставалась "Спортивна газета", переместившаяся из советской эпохи в новые реалии, но не вполне уловившая современные веяния. Какие-то трансформации с ней происходили, но очень медленные. Ее исчезновение, конечно, расстроило немало ностальгирующих личностей, но о серьезном ее влиянии к тому моменту речь уже не шла. 

Стандарты качества в печатной спортивной прессе задавала "Команда" и издания, так или иначе от нее отпочковавшиеся. Основанная в 1995 на деньги бизнесмена Михаила Бродского, она просуществовала по конец 2016, когда было официально объявлено о закрытии проекта. Люди, работавшие в "Команде", время от времени ее покидали, пытаясь основать на стороне альтернативные проекты. Самым активным был Юрий Пильчевский. Сначала он попробовал выпускать газету "Весь спорт", представлявшую собой модернизированную версию "Команды". Но, когда в 2004 другой титан жанра - Эдуард Липовецкий - предложил ему вместе делать "Спорт-Экспресс в Украине", Пильевский не устоял. Было понятно, что издание с таким брендом имеет огромный потенциал. Так и получилось. Но через пру лет Липовецкий и Пильчевский категорически разошлись в том, как надо делать дело. Липовецкого поддержали издатели, и Пильчевскому пришлось уйти. Он забрал с собой какое-то количество творческого персонала и запустил новый проект - "МагаСпорт". Газета начала стремительно набирать обороты, но просуществовала лишь полгода (видимо, по финансовым причинам). 

Вспоминая былое, нельзя обойти стороной журналы, расплодившиеся в конце 90-х. А среди них выделим "Футбол в лицах" - проект донецкого журналиста Михаила Метревели, который в середине "нулевых" эволюционировал в популярную телепередачу. Метревели обладал редким для отечественного рынка сплавом эмоциональности, компетентности и образности. 

Перспектива 

Все это - в прошлом, причем с коронавирусом агония печатной прессы никак не связана. Ее убил интернет, по которому коронавирус вроде бы не распространяется. Эпидемия лишь сыграла роль катализатора, ускорив и усилив негативные процессы. 

По состоянию на начало 2020, каталог периодических изданий Украины содержал всего 5 спортивных названий - "Болельщик", "Гол", "Спортарена", "Спортивка" и "Футбол". О "Футболе" мы уже сказали, добавить больше нечего. Пожелаем оптимизма и стойкости Франкову - его авторская журналистика имеет своих почитателей, которым, конечно, будет обидно потерять издание с таким колоссальным бэкграундом. 

На сайте газеты "Болельщик" написано лаконично и ясно: "В связи с введением карантина в Украине газета выходит в электронном виде. Здоровья нам всем". Одним из последствием эпидемии стала полностью замороженная система реализации прессы, с ее точками в метро и других людных местах. Когда это кончится и с какими убытками к тому времени окажется издание, выдерживающее с аудиторией неподражаемый простецкий, доверительный тон, предугадать невозможно. 

Собственно, это можно сказать о любом уцелевшем спортивном издании Украины. Как правило, каждое из них существовало лишь благодаря энтузиазму издателя или главного редактора. Один из таких - Эдуард Киселев, руководитель проекта "Спортарена". Человек, беззаветно влюбленный в футбол и знающий его в тонкостях, продолжает сопротивляться. Последний на данный момент номер еженедельника вышел позавчера. Правда, не с самой оптимистичной шапкой: "Спорт остановился до лучших времен". Но энтузиазма Киселева должно хватить на то, чтобы "Спортарена" пережила эпидемию. "Кто знает, что будет завтра? Мода имеет свойство возвращаться", - со сдержанным оптимизмом пишет он у себя в Фейсбуке. 

Веры в светлое будущее хочется пожелать и двум всеукраинским газетам с региональным колоритом - харьковскому "Голу" и львовской "Спортивке". Для них, как и для прочей печатной прессы, предстоящие несколько недель станут временем сурового испытания. В то же время, коронавирус может оказать и гальванизирующий эффект. Критическая ситуация - прекрасный повод для свежих идей и новых подходов. Ведь печатная спортивная пресса все-таки еще нужна людям. Кто-то же продолжает ее покупать! 

Вадим Самойлов, специально для "Террикона"

Источник: terrikon.com

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние публикации

Архив

<< < Март 2020 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
24 25 26 27 28 29
30 31