|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Ваше мнение

Каким, по вашему мнению, должен быть график работы издателей, полиграфистов и распространителей в период локдауна?

Прямой эфир

Маркетплейс как перспективный канал продвижения издательской продукции

Интернет-торговля прочно обосновалась в жизни каждого современного человека, что в особенности стало заметно в период пандемии Covid-19, когда большая часть населения была вынуждена соблюдать режим самоизоляции и адаптироваться к новым реалиям. Так, большую популярность в наши дни приобрели различные интернет-магазины и так называемые «маркетплейсы», позволяющие гражданам не выходя из дома покупать самые разные товары широкого ассортимента.

Со временем каждая крупная торговая сеть в обязательном порядке включила размещение товаров на ведущих маркетплейсах в свою маркетинговую политику.  И печатная пресса не осталась в стороне – 21 июля генеральный директор АО «Татмедиа» Шамиль Садыков заявил о намерении расширить присутствие медиакомпании на популярных в Республике интернет-площадках, среди которых как местный проект KazanExpress, так и крупнейшие российские интернет-магазины – Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет». Остановимся на них подробнее и попытаемся выяснить, что собой представляет торговля на «маркетплейс» и как ее осваивают ведущие издатели газетно-журнальной периодики России.

Маркетплейс (online marketplace) – это электронная торговая площадка, на которой предлагаются разнообразные товары. В сущности, это своего рода каталог, или посредник между потенциальным покупателем и магазином-продавцом, где первый вместо долгих поисков может в одном месте собрать и сопоставить продукцию разных магазинов, ознакомиться с отзывами других покупателей и принять взвешенное решение о наиболее выгодной покупке. Здесь напрашивается аналогия с привычным потребителю гипермаркетом с разницей лишь в том, что ассортимент маркетплейса не испытывает физических ограничений реального магазина и способен вместить в себя миллионы товаров и услуг.

Одним из самых популярных маркетплейсов, который на сегодняшний день не только освоился на российском рынке, но и активно развивает продажи за рубежом, является основанный в 2004 году Wildberries. Несмотря на то, что сегодня ассортимент Wildberries включает в себя широкий круг самых разнообразных товаров, изначально проект задумывался как интернет-магазин модной одежды и обуви. Именно поэтому по популярности в сегменте «журналы» здесь до сих пор лидируют женские издания для досуга, которые составляют большинство журнального ассортимента в каталоге: одежда, обувь, аксессуары и бижутерия дополняются соответствующей периодикой о моде, красоте, кулинарии, домашнем очаге и рукоделии. Конкуренцию им могут составить разве что развивающие и развлекательные издания для детей и сканворды. В топ представленных изданий по популярности входят журналы таких издательских домов как «ИМ Медиа» и «Лев». Сегодня Wildberries имеет хорошую репутацию у сотрудничающих с ним магазинов. Среди главных достоинств площадки её партнёры отмечают надёжность и возможность выхода на международные рынки. Что особенно важно, маркетплейс берёт на себя не только заботы по доставке товара, но и все вопросы, связанные с его рекламой и продвижением. Чему маркетплейс уделяет большое внимание, поскольку прибыль площадки напрямую зависит от прибыли его партнёров. При этом ценой такого сотрудничества, где площадка берет на собственный контроль все прочие вопросы организации и пиара становятся 19% от продаж и 33 рубля за доставку любого товара к покупателю и от него.

Другим известным маркетплейсом является старейший представитель данной ниши в России – интернет-магазин OZON, появившийся ещё в 1998 году. По обороту он входит в тройку лидеров среди всех маркетплейсов страны и имеет более 9 миллионов товарных наименований в ассортименте. Многие издатели активно осваивают или уже освоили именно эту площадку, о чем свидетельствует самый богатый ассортимент журнальной периодики. В подкатегории «Журналы, газеты» здесь можно найти популярные бренды почти всех известных издательских домов отечественного рынка – Hearst Shkulev, Conde Nast, Burda и др. От GQ, Glamour и Tatler до таких изданий как «Вокруг Света», «Домашний очаг» и «Популярная Механика» – изобилием журналов Ozon ничем не уступит самому укомплектованному киоску прессы. То же самое нельзя сказать о газетной продукции, которая почти полностью на этой площадке отсутствует по очевидным причинам, связанным с высокой периодичностью газет. Хотя и здесь необходимо отметить интересный опыт отдельных издателей, как, например, ИД «Комсомольская правда», который выставлял на Ozon оцифрованную версию своей ежедневной газеты. Для каждой категории товара Ozon самостоятельно фиксирует комиссию. С февраля 2021 года площадка заметно снизила размер комиссии на все категории товаров – в среднем в 1,5 - 2 раза. Например, сегодня для товаров из категории «книги» (в которую включены журналы и газеты) такая комиссия составляет 15% при 20% в 2020 году. Большее значение имеет доставка товара, стоимость которой зависит от множества факторов, включая его размер, вес и склад (собственный или склад Ozon). Для потенциальных партнёров площадка предоставляет возможность рассчитать размер комиссии на специальном калькуляторе.

Относительно молодой интернет-площадкой на российском рынке является основанный в 2016 году «Яндекс.Маркет» (бывший онлайн-магазин «Беру»). Одним из преимуществ сервиса можно назвать огромный ассортимент товаров, в который входит продукция более чем 20 тысяч магазинов, а также удобство пользования площадкой – маркетплейс имеет хорошую навигацию и позволяет не покидая вкладку с товаром сразу ознакомиться с отзывами покупателей и рекомендациями экспертов перед покупкой. Для продавцов на «Яндекс.Маркете» действует своеобразная система оплаты сотрудничества: магазин не платит за размещение своего товара на площадке, но назначает комиссию, которую он готов отдать маркетплейсу в случае покупки его продукции. Интересно здесь то, что продавец лично выбирает, каким процентом он готов поделиться с площадкой в случае продажи, однако размер ставки напрямую влияет на то, как высоко маркетплейс разместит его товар на фоне остальных магазинов в каталоге. Что немаловажно, в отличие от Wildberries и Ozon, «Яндекс.Маркет» не располагает собственными пунктами выдачи, или почтаматами, где клиент мог бы забрать свой товар. Всю продукцию маркетплейс доставляет либо собственной доставкой на адрес покупателя, либо предлагает связаться с самим продавцом. Однако ассортимент газетно-журнальной продукции, предлагаемой «Яндекс.Маркетом», не отличается разнообразием. В соответствующей категории площадки выбор периодики представлен крайне скудно и, за исключением продукции издательского дома Burda, представляет собой редко обновляемые и разрозненные журналы. Большинство же крупных издателей с данной площадкой не сотрудничает.

Перечисленные маркетплейсы на сегодняшний день составляют тройку крупнейших площадок, где есть возможность выставлять на продажу газетно-журнальную продукцию. Как видно из анализа, несмотря на одинаковую концепцию онлайн-витрины, все представленные выше площадки имеют ключевые различия не только в вопросе доставки до покупателя, но и в части сотрудничества продавца и маркетплейса. В целом важно отметить то, что издательское сообщество активно осваивает данное направление торговли и выверяет для себя наиболее удобные каналы, отсекая те, где размещение товара, по их мнению, является нерентабельным. Однако применяется данный опыт лишь небольшой группой крупных издательских домов. В то время как среди сравнительно небольших игроков газетно-журнального рынка данная практика применяется достаточно редко, несмотря на то, что подобный канал распространения за счет небольших затрат мог бы обеспечить дополнительный доход издателю. В целом торговлю периодической печатью на площадке маркетплейс можно назвать недостаточно изученным, но довольно перспективным направлением розничной продажи прессы.

Экспертная группа Исполнительной Дирекции СППИ ГИПП

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ГиПП

Последние публикации

Архив

<< < Июль 2021 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 31