|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Ваше мнение

Каким вы видите настоящее и будущее журналиста?

Прямой эфир

Льготная аренда против книжной катастрофы

За последние 30 лет отношение к книгам в России не просто сильно, а фатально изменилось. Как исправить ситуацию?

В конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении правительственные поправки в Основы законодательства Российской Федерации о культуре, предлагающие право организациям культуры предоставлять в аренду по льготным ставкам государственное или муниципальное имущество для розничной торговли книгами, газетами и журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий.

Книга — лучший подарок?

За последние 30 лет отношение к книгам в нашей стране не просто сильно, а фатально изменилось. Книги, считавшиеся до начала 90-х годов прошлого века не просто кладезями знаний, не просто носителями текстов произведений изящной словесности, но и в некоторой степени эквивалентом денежных средств, которые не грех передавать по наследству и в которых вполне разумно даже помещать сбережения, сохранили в основном первые две функции. В книги перестали вкладывать средства, ими перестали кичиться, за ними перестали гоняться.

Незыблемая вроде бы аксиома о том, что книга — лучший подарок, теперь воспринимается всерьез далеко не всеми. Последние десятилетия поставили под сомнение и, казалось бы, неоспоримый тезис о нашей стране как о самой читающей в мире. Одна из причин тому, конечно, растущая стоимость печатного слова. В Правительстве, подготовившем поправки в Основы законодательства РФ о культуре, отмечают, что с 2008 года средняя цена книги поднялась более чем на 40 процентов. И констатируют: дальнейшее повышение может привести к резкому снижению посещаемости книжных магазинов и существенному падению объемов продаж.

Председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольскаяназвала ситуацию с книжной торговлей в нашей стране катастрофической. Цифры удручают. За два года до начала рыночных шоковых реформ в России было 8455 книжных магазинов. Увы, сегодня их вчетверо меньше. В Европе один книжный магазин приходится на 20 тысяч жителей, а в России — на 60 тысяч. Ладно, бог с ними, с европейцами, но в Российской империи с ее весьма низким уровнем грамотности книжных магазинов было примерно вдвое больше.

Но мы сейчас не о вкусах публики, а об отсутствии для многих и многих доступности книги как таковой. Причины долго искать не придется. Например, в Вологде центральный книжный магазин, бывший до 1991 года чуть ли не местом паломничества, торгует ныне чем угодно, а главный некогда товар почти исчез. То же самое во множестве других наших весьма культурных городов. Не зря в пояснительной записке к законопроекту говорится, что в условиях рынка книжные магазины платят рыночную аренду, конкурируя с автосалонами, продуктовыми сетевыми супермаркетами, ресторанами и магазинами одежды. Это приводит к вымыванию книг даже… из книжных магазинов, и сейчас в них главным образом продаются не только книги, но и так называемые сопутствующие товары: компьютерные игры, аудио- и видеопродукция, канцелярские товары, сувенирная продукция и прочее.

И как иначе, если арендная плата сегодня составляет более 30 процентов от общих затрат книготорговых предприятий. Отсюда и сокращение книжных магазинов, и уменьшение объемов выпуска книг, повышение цен на издания.

Разумеется, свой вклад в этот печальный процесс вносит Интернет, но от современности никуда не деться, и вторжение новейших технологий в повседневность вообще, а в книготорговлю в частности следовало бы учитывать куда в большей степени, чем сейчас. А это значит не просто облегчить открытие и существование новых специализированных торговых точек, а появление их именно там, где собираются люди, заинтересованные в таком умном товаре, как книга. Понятно, что это в первую очередь клуб, библиотека, театр, Дом или Дворец культуры.

История с книготорговлей

Елена Ямпольская рассказала, что сама по себе идея предоставлять книготорговым точкам льготную аренду в организациях культуры имеет долгую и непростую историю. С законодательной инициативой на этот счет депутаты выступили еще в 2015 году. Тогда предлагалось внести изменения не в Основы законодательства о культуре, а в Закон «О защите конкуренции». К сожалению, найти общий язык с Федеральной антимонопольной службой не удалось, и законопроект не прошел дальше второго чтения.

Наконец, в Госдуму поступил правительственный законопроект о льготной аренде для предприятий книготорговли в организациях культуры. Принятый в первом чтении документ дает большинству организаций культуры право заключать льготные договоры аренды для розничной торговли книгами, газетами, журналами, а также для мероприятий, посвященных популяризации чтения.

Опыт 90-х годов подсказывает, что становление рыночных отношений, особенно в такой деликатной сфере, как культура, нередко привлекает желающих выискать малейшие лазейки в законах для превращения их в целые бреши для личных целей. И не случайно в законопроекте строго оговорено, что речь идет только и конкретно о целевом использовании передаваемого в аренду имущества. Что же касается акций, проводимых под вывеской пропаганды книги, то они должны проводиться в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральным органом власти.

Дискотека вместо литературного вечера

И в самом деле, выдать обычную дискотеку за что-то типа музыкального вечера знакомства с классической поэзией, положенной на музыку, очевидно, вполне возможно. Дело в критериях, а вот их-то и предстоит разработать и обосновать.

Не менее важно и другое ограничение, согласно которому не допускается сдача в субаренду полученного на льготных условиях имущества, передача прав и обязанностей другим лицам, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада. Подзаработать на посредничестве под прикрытием закона в данном случае не удастся.

Есть и другие отмеченные Еленой Ямпольской особенности конкретного применения возможностей, предлагаемых учреждениям культуры и книгопродавцам. По Закону «О защите конкуренции» заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества возможно только по результатам проведения конкурсов. В городах-миллионниках и в большинстве областных столиц нехватки претендентов, видимо, не будет, но в городах помельче и в райцентрах, не говоря уже о больших селах или станицах, даже минимума соискателей права на книготорговлю в местном Доме культуры может не набраться.

«Таким образом, — считает Ямпольская, — для организаций культуры требуется внести в данный закон исключение из общего правила».

При этом возникают опасения, что предоставление госимущества в аренду без конкурса при отсутствии четких критериев отбора может привести к непрозрачности процедуры. В этой связи Комитет по культуре полагает необходимым включить в законопроект норму об установлении порядка отбора арендаторов.

Судя по тексту законопроекта, подзаконные акты будут готовиться на протяжении шести месяцев. Однако Елена Ямпольская считает, что этот закон без нормативных актов останется неработоспособным и будет просто декларацией. Поэтому, по мнению главы Комитета по культуре, необходимо, чтобы к окончательному, третьему, чтению проекты нормативных актов были готовы.

Немаловажно, что поправки к закону облегчают некрупным предпринимателям поиски книготорговых площадок, но тех, кто этими площадками распоряжается, ни к чему не обязывает. Есть желание у директора в какой-то степени улучшить дела, вот и прекрасно. Нет? Что ж, ваше дело. Возможны и другие варианты заинтересованности. Специально покупать билет в театр или в кино ради книжного киоска мало кто станет. Но если в памяти отложится, что попутно с представлением можно будет увидеть на прилавке что-то нигде здесь больше не встречающееся, то подобное соображение вполне может стать дополнительным фактором к семейному культпоходу.

Конечно, все зависит от тех, кто этим занимается, но столь малоприбыльным делом чаще всего занимаются не охотники за доходами, а скорее книжники-энтузиасты, прекрасно сознающие, что палат каменных на этом не нажить. А они порой и в новинках разбираются на уровне столичных профессионалов книжного бизнеса и не чураются сами выбираться на всевозможные выставки-ярмарки.

Олег Дзюба

Источник: Парламентская газета

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Архив

<< < Январь 2020 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31