|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
При поддержке НСРП «Союзпечать»

Ваше мнение

Как вы считаете, что является первоочередной задачей в господдержке печатных СМИ?

Прямой эфир

Издатели перелистнули поставщика

Один из ключевых поставщиков прессы в супермаркеты «Медиа Дистрибьюшен» (МД) прекратил работу, не сумев реструктурировать накопленные долги. Основным кредитором компании были издатели, которые теперь надеются на ее «цивилизованное банкротство».

Глава Минкомсвязи предложил пересмотреть полномочия Роскомнадзора

Глава Минкомсвязи Константин Носков выступил за пересмотр полномочий Роскомнадзора в рамках так называемой регуляторной гильотины. Глава Роскомнадзора Александр Жаров ранее заявил, что с 2008 года количество полномочий ведомства выросло в четыре раза - с 35 до 147.

Кто открывает газеты

Челябинские средства массовой информации переживают экономический кризис с потерями. За год 37 СМИ официально подали уведомление о временном приостановлении своей деятельности по экономическим причинам. Что происходит сегодня на рынке средств массовой информации? Растёт ли в области количество газет и журналов? Кто и почему попал в число нарушителей в сфере массовых коммуникаций? Об этом наш разговор с заместителем руководителя управления Россвязькомнадзора по Челябинской области Антоном ЛУКАШЕВСКИМ.
"Дела" грузили коробками
- Антон Геннадьевич, в прошлом году вашему управлению были переданы полномочия по регистрации средств массовой информации. С чем это было связано?
- Со структурной реорганизацией службы. До 2008 года регистрация СМИ проходила в Екатеринбурге в управлении Росохранкультуры по Уральскому федеральному округу. Конечно, челябинцам это было не очень удобно.
Потом эту функцию передали региональным управлениям Россвязькомнадзора. В апреле 2008 года мы получили документальный архив из Екатеринбурга, который занимал несколько коробок и представлял собой регистрационные дела всех СМИ нашей области.
Мы сразу стали переводить архив в электронный вид, занося все документы в единую информационную систему. Сегодня в области зарегистрировано 1569 СМИ, из них 785 газет, 292 журнала, 419 электронных СМИ, 29 информагентств.
- Все ли они действуют?
- Безусловно, не все. Пересмотр документов выявил средства массовой информации, которые не издаются и не выходят в эфир. Мы разослали во многие СМИ информационные письма, где запросили уточняющие сведения об издании.
По закону, если СМИ не выходит в течение года, свидетельство о регистрации аннулируется. Некоторые учредители пожелали закрыть недействующие средства массовой информации и написали нам соответствующие заявления. Таких оказалось 85.
Два неработающих СМИ было закрыто по решению суда - найти их учредителей не удалось, а газет давно не существует. Выявлено ещё около пятидесяти "мёртвых" изданий, и их судьба будет решаться в судах.
Под номером 001
- Кризис как-то повлиял на закрытие СМИ?
- К сожалению, да. 37 средств массовой информации за прошедший год официально приостановили свой выход. Как указывают учредители, в связи с нерентабельностью, экономическими проблемами. Закон даёт возможность приостановить выход издания на срок до года. Многие этим воспользовались. В основном это владельцы глянцевых, гламурных журналов.
- Это то, что в убытке. А в плюсе? Многие ли отваживаются сейчас на столь рискованное дело, как издание газеты или журнала?
- Оказалось, многие. За год было зарегистрировано 181 СМИ. Из них 93 газеты, 43 журнала, 19 телепрограмм, 20 радиопрограмм. В основном это издания информационного характера, не рекламные.
К сожалению, некоторые из новоявленных учредителей уже подали заявления о приостановке деятельности. Часть изданий или программ до сих пор не вышли в свет. Причины чаще всего экономические.
- Кто первым из СМИ получил свидетельство о регистрации?
- Свидетельство под номером 001 получил челябинский журнал "Хит продаж" - симпатичное глянцевое издание рекламной направленности.
- Год как регистрация СМИ осуществляется в Челябинске. Процедура ускорилась?
- Да, многие учредители отмечают, что ближе и удобнее регистрировать СМИ в Челябинске. По регламенту процедура занимает месяц. Мы стараемся делать это быстрее. Особенно если пакет документов для этого подготовлен правильно.
Местная эротика не прижилась
- В названии вашей службы есть пугающее слово "надзор". Что и как вы проверяете в деятельности СМИ?
- Мы проверяем правильность выходных данных средства массовой информации, наличие регистрации, соблюдение требований и условий лицензии на вещание.
Приоритетное направление нашей работы - противодействие использованию СМИ для экстремистской деятельности, пропаганды наркотиков, культа насилия и жестокости, порнографии. Здесь мы взаимодействуем с правоохранительными органами.
- Были за год и такие нарушения?
- К счастью, в Челябинской области нет. Но в соседних областях прецеденты были. В частности, сайту Ura.ru в прошлом году вынесено предупреждение. На его форуме было размещено сообщение экстремистской тематики: "Скинхеды отметят день рождения Гитлера массовыми нападениями на иностранных граждан".
По закону интернет-издание, зарегистрированное как СМИ, несёт ответственность за то, что творится у него на форуме. В Интернете, конечно, трудно регулировать эту ситуацию.
Тем более что редкие интернет-сайты принимают решение о регистрации СМИ. Хотя это придаёт изданию статус, говорит о его серьёзности. Из наших сайтов только "Дубль-ГИС-Челябинск" имеет свидетельство о регистрации СМИ.
- Сейчас всех контролёров призвали "не кошмарить бизнес". Это сказалось на количестве проверок средств массовой информации?
- На наших плановых проверках это не отразилось. СМИ проверяются в плановом порядке не чаще, чем раз в три года. Помимо этого мы ведём мониторинг. Выборочно просматриваем разные издания. Хотя невозможно объять необъятное.
Да и не надо искать проблему там, где её нет. Ясно, что в какой-нибудь городской или районной газете, где в учредителях местная администрация, искать признаки порнографии или экстремизма бессмысленно. Печатные материалы с признаками экстремизма в нашей области прежде выявлялись, но не в периодической печати, а в виде каких-то разовых тиражей, листовок.
Что касается порнографических материалов, то, наверное, есть смысл их отслеживать в изданиях эротического характера. В нашей области такое издание одно - "Отдыхай 74". И то оно недавно закрылось.
Нелегалы от прессы и эфира
- СМИ-нелегалы, не имеющие регистрации, часто попадают в поле вашего зрения?
- За год было не больше пяти случаев. Например, в Магнитогорске выходило издание "Частный инвестор", которое заявлялось как приложение к газете "СМС-недвижимость" и зарегистрировано не было.
Оказалось, учредитель газеты ничего не знает о выходе такого приложения. Кроме того, приложение к газете должно регистрироваться как самостоятельное СМИ. Ещё один интересный случай связан с выборами.
К нам обратился один из кандидатов, тоже из Магнитогорска, с заявлением, что против него публикуются материалы в газете "Наша Магнитка". Но эта газета ещё раньше приостановила свой выход. И кто-то воспользовался известным брендом для ведения политической борьбы. Дело было передано в прокуратуру.
- В Челябинске муниципальные выборы прошли спокойно?
- Заявлений и жалоб в эти выборы нам не поступало. Возможно, это связано с самим характером предвыборной борьбы. Кроме того, многие пока не знают, что с вопросами по работе средств массовой информации можно обратиться в наше управление.
А вот после выборов наметилась такая тенденция: некоторые политические деятели стали издавать в своих округах газеты, не регистрируя их. Это, естественно, незаконно. По одному из таких изданий - газете "Горожанка" - в данный момент принимаются меры.
- Вести мониторинг печатных изданий проще. А как вы отслеживаете работу радио и телевидения?
- Наряду с плановыми проверками выборочно отписываем эфир. Это необходимо для проверки соответствия требований и условий вещания тому, что заявлено в лицензии. В Челябинске и Магнитогорске частоты распределяются только по конкурсу, решение принимает федеральная конкурсная комиссия в Москве.
Если на частоту претендуют несколько СМИ, то предпочтение отдадут тому, кто предложит более качественное наполнение, например детские передачи, новости. Поэтому многие выстраивают свой контент таким образом, чтобы выиграть конкурс.
Допустим, 15 процентов эфирного времени - новости, 30 процентов - программы для детей, 55 процентов - художественные фильмы. Потом об этих требованиях и условиях вещатель "забывает". Мы смотрим, чтобы вещание в целом соответствовало выданной лицензии.
Ещё одно распространённое на теле- и радиоканалах нарушение - ретрансляция СМИ, не заявленного в лицензии. Чистых вещателей, кто сам полностью производит контент, сегодня в области немного.
Например, к таким относится, пожалуй, телеканал "Восточный экспресс". Ведь производство собственного телепродукта связано с большими затратами, покупкой аппаратуры, содержанием штата сотрудников.
Понятно, что экономический кризис вынуждает СМИ экономить, менять сетевых партнёров, сокращать объёмы вещания. Однако это должно делаться в рамках закона.
 
Источник:  Вечерний Челябинск

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Архив

<< < Июнь 2009 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30