|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
При поддержке НСРП «Союзпечать»

Ваше мнение

Как вы считаете, что является первоочередной задачей в господдержке печатных СМИ?

Прямой эфир

Издатели перелистнули поставщика

Один из ключевых поставщиков прессы в супермаркеты «Медиа Дистрибьюшен» (МД) прекратил работу, не сумев реструктурировать накопленные долги. Основным кредитором компании были издатели, которые теперь надеются на ее «цивилизованное банкротство». Закрытие дистрибутора, на которого приходилось 15% поставок прессы, может привести к цепочке неплатежей, опасаются участники рынка.

Издателей подпишут на рост тарифов

«Почта России» планирует снова повысить тарифы на доставку для издателей печатной прессы в 2020 году, рост может составить до 10%. Это отразится на стоимости подписки на газеты и журналы, подорожание которой, по прогнозам экспертов, с учетом продолжающегося роста цен на бумагу может достигнуть 20%. Издатели предлагают вернуть «Почте России» субсидию на подписку из госбюджета, которую ФГУП получало до 2014 года.

300 самых быстрых

52% составил в 2008 году прирост совокупной выручки 50 самых быстрорастущих компаний 1430

52% составил в 2008 году прирост совокупной выручки 50 самых быстрорастущих компаний нашего рейтинга. Но обратная сторона высокой скорости — большая кредитная нагрузка: те же 50 самых «скоростных» участников рейтинга набрали к концу 2008 года 1 684,39 млрд руб. совокупных долгов. Лишившись доступа к финансированию, объявили дефолт или оказались на грани банкротства 27 компаний, которые входили в число быстрорастущих годом ранее.

2008 год стал для участников рейтинга переломным. Если в начале года компании соревновались в забеге на длинные дистанции, то в конце перешли на прыжки с трамплина. Настоящее двоеборье.

Из первой двадцатки быстрорастущих 2008 года таким образом «выпрыгнуло» 70% ее прошлогодних фигурантов. Зато бросается в глаза рост банковского сектора — если в прошлом году в лидеры пробился лишь «Русский стандарт», то в этом «финансисты» в первой двадцатке представлены сразу тремя участниками: банками «Сосьете Женераль Восток», «Санкт-Петербург» и Промсвязьбанком. Активы двадцатки крупнейших банков за 2008 год выросли на 40%, и, по сути, это рост только за первое полугодие.

С другой стороны, в первых строчках рейтинга оказались компании, для которых увлечение скоростью обернулось серьезными проблемами. Mirax Group (победитель в номинации «Промышленность и строительство»), «Агрика» («Потребительские товары»), »Седьмой континент«, «Дон-строй», Dixis и многие другие сейчас лихорадочно пытаются выбраться из глубокой долговой ямы, где они оказались в процессе роста. Самый яркий апологет идеологии роста взаймы — двукратный победитель рейтинга, »Новые торговые системы« — спасся от банкротства только при помощи жестких переговоров.

По большому счету, соседство банков с такими «хромыми» спринтерами — две стороны одной медали. Ведь кредиты, являющиеся для банков активами, для «реального сектора» все же пассив. Рейтинг быстрорастущих компаний 2008-го «оцифровал» идеологию развития, господствовавшую в российской экономике до осени прошлого года: самыми активными в плане роста игроками были те, кто брал кредиты и, что логично, те, кто эти кредиты выдавал.

«Банковский сектор играл крайне важную роль: он рос очень быстро и снабжал экономику ресурсами. Но во второй половине года активы уже перестали расти, а потом свернулось и кредитование: банкам самим пришлось погашать внешние долги. Ресурсы ушли, и роль банков как моторов роста просто исчерпала себя",— рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Для части компаний кредиты были не приятным «дополнением» к менее рискованным источникам финансирования вроде потребительского спроса, а основным топливом. Один из примеров — »Эльдорадо«, упавшая в рейтинге на 152 позиции. За 2008 год выручка компании сократилась практически на $1 млрд. При этом сослаться на общее снижение продаж техники нельзя: например, «Белый ветер» увеличил оборот на 46%. »Эльдорадо« просто оказалась более закредитованной, и в условиях, когда кредиты стало сложно привлечь, компания не смогла расплачиваться с поставщиками. В июле—октябре поставки техники резко сократились, что сказалось и на объеме продаж. Спас положение снова кредит — от совладельца, чешской PPF.

Дырявые карманы

В 2008-м рекорды била не только цена на нефть. В потребительский раж вошли россияне: по данным Росстата, расходы населения впервые за время существования рыночной экономики в России превысили доходы (на 4 млрд руб.), при том, что и сами среднедушевые доходы выросли на 19,9% по сравнению с 2007 годом. Масла в огонь подливало потребкредитование: объем кредитов, взятых населением, увеличился в 2008 году на 35%, до 4,017 трлн руб.— это около 15,7% всех доходов россиян за 2008 год.

Как результат — хорошие позиции в рейтинге компаний потребительского сектора. «Главный вклад в рост ВВП внесли потребительски ориентированные отрасли",— говорит Наталия Орлова из Альфа-банка. Составляющая ВВП в виде розничной торговли увеличилась за 2008 год на 13%. Правда, основной драйвер роста розничных сетей — все равно скупка менее удачливых конкурентов.

Так, Х5 Retail Group вошла в двадцатку лидеров рейтинга, прибавив сразу тридцать позиций. Быстрый рост крупнейшего ритейлера — результат нескольких сделок M&A. Объединившись с »Пятерочкой«, X5 сразу утроил обороты в 2006-м. Секрет успеха в 2008 году все тот же: «У Х5 большую долю прироста выручки дала покупка »Карусели«, которую они завершили в середине прошлого года. Если же смотреть на сопоставимые продажи (без учета выручки, которую принесли приобретенные магазины), то в 2008 году они увеличились на 22%",— рассуждает Виктор Дмитриев, старший аналитик ИК «Открытие».

Но если первые три квартала 2008 года выручка ритейлеров росла на привычные для них 25-30%, то к концу года розница явно выдохлась. Правда, не вся. «В IV квартале мы начинаем видеть большие продажи в дискаунтерах, покупатели перемещаются из более дорогих магазинов в более дешевые",— говорит Дмитриев.

Дорого не любо

Поставщикам потребительских товаров в ценовых категориях middle и выше обострившееся с кризисом стремление потребителей сэкономить вышло боком. Например, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в ноябре 2008-го падение продаж новых автомобилей составило 15% по отношению к ноябрю 2007 года, за декабрь — 10% к декабрю 2007-го. В результате многолетний лидер рейтинга, «Тойота мотор», выбыл из гонки, переместившись со второй позиции на 58-ю. Потерял место в двадцатке лидеров и «Рольф» — он переместился с 15 места на 23-е.

Российскому автопрому и иностранцам, собирающим в России недорогие машины, в новых реалиях оказалось попроще, хотя до этого успехами они не блистали. «Автофрамос» и АвтоВАЗ по итогам 2008 года увеличили выручку (на 12% и 2,7% соответственно) и улучшили свое положение в рейтинге (на пять и 13 позиций соответственно). А «Форд моторс», собирающий бюджетные модели на российском конвейере, хотя и «упал», но по крайней мере меньше, чем конкуренты-иностранцы, производящие более дорогие машины,— на семь позиций.

«Во-первых, «Автофрамос» и АвтоВАЗ выпускают и продают более бюджетные автомобили. Во-вторых, на обеих компаниях позитивно сказалась девальвация рубля — у «Автофрамоса» степень локализации высока",— объясняет Иван Бончев, старший менеджер Ernst & Young. Впрочем, в 2009 году АвтоВАЗ это не спасет: по итогам года его продажи, скорее всего, упадут вдвое. Сейчас долги АвтоВАЗа составляют 42 млрд руб., не считая долгов материнским «Ростехнологиям». Компании придется сократить примерно 30 тыс. сотрудников, чтобы остаться на плаву. Минпромторг уже всерьез предлагал перепрофилировать АвтоВАЗ под производство игрушек и велосипедов.

Страна изобилия

Пожалуй, больше всего в плане источников финансирования роста повезло телекому. Первых строчек в общем рейтинге компании этого сектора не «хватали», зато отличились стабильностью. Повысив тарифы, сотовые операторы смогли амортиризовать долговую нагрузку. Несмотря на то что большая часть долгов этих компаний — валютная, а выручка — рублевая, соотношение долга к прибыли до налогов у МТС за 2008 год не изменилось, а у «Мегафона» даже снизилось. Чуть хуже обстоят с этим дела у «Вымпелкома», в 2008-м вынужденного разместить евробонды на $1 млрд — средства пошли на покупку Golden Telecom. «Большая тройка» продемонстрировала сносные результаты по росту выручки за 2008 год: у «Вымпелкома» рост на 37% (64 строчка рейтинга), у «Мегафона» — 25% (66-я), у «Мобильных телесистем» — 21% (170 позиция).

Но «трех китов» намного опередил новичок рейтинга, шведская компания Tele2: предлагая жителям регионов гораздо более низкие тарифы на разговоры и минимум дополнительных услуг, компания завоевала шестую строчку рейтинга со среднегодовым приростом в 89%. Новички уже задают тон на рынке: так, «Мегафон» запустил виртуального оператора «Просто звони», эдакого сотового «лоукостера», по образу и подобию Tele2. А победил в категории пермский холдинг «ЭР-телеком», который за счет подключения региональных пользователей интернета наращивал обороты на 150-250% в год.
Скорее всего, сотовым операторам нечего волноваться и за итоги 2009-го. «По нашей оценке, объем инвестиций в телекоммуникационный рынок в 2009 году если и уменьшится, то незначительно, а скорее всего сохранится на прежнем уровне",— рассуждает Алексей Нащекин, генеральный директор «Энвижн груп», телекоммуникационной компании, занявшей третье место в своей категории.

Но телекомщики — пожалуй, единственные, позволяющие себе так уверенно говорить о будущем. Кто займет первые строки в рейтинге быстрорастущих-2009 — главная интрига не только рейтинга, но и российской экономики. Ясно, что эти компании будут исповедовать принципиально иную бизнес-философию. Старый добрый органический, хоть и не столь быстрый, рост с его маркетинговыми «фишками» и производственными инновациями придет на смену стремительным стратегиям M&A и кредитному допингу. Ведь в беге с препятствиями, который начинают российские компании, скорость уже не главное.

Татьяна Комаров, «Секрет фирмы»



Новости

Последние публикации

Архив

<< < Ноябрь 2009 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30