|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Успех – в совместных действиях по развитию рынка

«Межрегиональное агентство подписки» (МАП) подвело итоги подписки на первое полугодие 2011 года. Результаты подписки по Каталогу российской прессы «Почта России» говорят о том, что издателям по-прежнему не удается достичь существенного роста подписных тиражей, вернувшись к докризисному уровню. Рынок находится на перепутье, и лишь общими усилиями издателей, распространителей и государства можно определить направление его будущего развития: к выздоровлению или к стагнации.

«Результаты подписки по нашему каталогу позволяют вести речь о стабильности подписных тиражей, - рассказывает Генеральный директор МАП Марина Ильинична Чечот, - но, к сожалению, по-прежнему не удалось наметить пути решения проблем, мешающих развитию подписки. Дают о себе знать фрагментация читательской аудитории, и отказ молодежи от активного чтения. Не со всеми издателями удается наладить долговременное сотрудничество по стимулированию подписных тиражей.

Кроме того, современная пресса по способам организации и подачи информации очень близка к Интернету и телевидению. Ей угрожает утрата уникальности. Что особенно опасно в ситуации, когда самым оригинальным изданиям удается удержать свой статус лишь на очень короткий срок. Очень быстро возникают издания-клоны, «отнимающие» часть подписного тиража.

Рецепт успеха сегодня состоит в активной работе с подписчиками, проведении призовых акций вместе с подписным агентством, конкурсов для почтовых работников. Например, в минувшую подписную кампанию наше агентство организовало для подписчиков конкурс «В Яблочко!», победители которого определялись каждую неделю. В отделениях почтовой связи было размещено более 50 миллионов рекламных листовок. Агентство провело стимулирующие конкурсы для издателей, чемпионат Москвы по подписке, выступило партнером всероссийского конкурса «Человек подписки» и социальной подписки для сельских библиотек в 10 регионах России».

Список регионов, ставших лидерами подписки по Каталогу российской прессы «Почта России», подтверждает вывод о том, что слаженная работа по развитию подписки важнее иных факторов. Значительная часть этих регионов, увеличивших свои показатели более чем на 10 процентов, имеют скромные социально-экономические показатели. Например, Алтайский край, ставший абсолютным лидером по приросту подписных тиражей, находится на последнем месте в Сибирском федеральном округе по уровню доходов населения. Возглавляющий в этом округе список лидеров по доходам населения Красноярский край - на втором месте по росту подписных тиражей.  
На третьем месте – Свердловская область, за ней с небольшим отрывом следуют Волгоградская область, Иркутская область, Республика Башкортостан, Краснодарский край, Республика Татарстан и Ростовская область). Эти регионы традиционно в ряду лидеров подписных кампаний. Между тем, Свердловская и Волгоградская области возглавляют список дотационных регионов России.

Открытием подписного сезона 2011-1 стала газета «Здравушка. Как я вылечил себя от…». Впервые войдя в подписной каталог, это молодое издание собрало подписной тираж, исчисляемый сотнями тысяч экземпляров.

Успех других изданий-рекордсменов каталога МАП не стал неожиданностью. На первом месте – газета «Непоседа», сумевшая вырасти на 81%. За ней следуют газета «1000 советов» (23%) и газета «Моя прекрасная дача» (5%). Смогли добиться относительного роста при значительном подписном тираже газета «Скатерть-самобранка. Рецепты на бис», газета «Здоровый образ жизни» и выпускаемый издательским домом «Бурда» журнал «Люблю готовить». Секрет успеха этих изданий – активная работа с читателями. Они не только публикуют присланные в редакцию полезные кулинарные рецепты, но и выплачивают авторские гонорары.

Неплохой рост продемонстрировали некоторые малотиражные издания. Например, тираж детского журнала «Шишкин лес» вырос на 59%.

Успехи изданий «полезных советов» и «кулинарных рецептов» в каталоге МАП соответствуют общей тенденции рынка. Эти издания вытеснили с первых ролей «толстые» литературно-публицистические, общественно-политические и научные журналы, чей звездный час пришелся на рубеж 1980-90 гг. Они объединяют вокруг себя значительные группы людей, интересующихся традиционными навыками цивилизации: от норм этикета и  гендерных отношений до устройства дома и умения вкусно готовить. Такие газеты и журналы создают своеобразную «зону роста» рынка подписки. Однако, этот рост сопровождается падением интереса подписчиков к изданиям иной тематики. Например, в 2010 году перестал выходить журнал «Что читать», на короткое время сплотивший вокруг себя любителей книжного чтения. Ушли с рынка культурно-просветительский журнал «Человек без границ» и журнал «Фотодело», много сделавший для самообразования начинающих фотографов. Не смогли стать массовыми изданиями журналы о компьютерных технологиях, рассчитанные на профессионалов и любителей-энтузиастов. Издатели же готовы поддерживать лишь те проекты, что дают быстрый рост тиражей.

Результаты подписной кампании не внушает оптимизма. Успех лидеров Каталога российской прессы «Почта России» не стал примером для его аутсайдеров. Для изменения ситуации к лучшему необходимы дополнительные усилия издателей и распространителей. Есть надежда, что их совместная работа будет по достоинству оценена государством. Возрождение активного чтения – важнейшее условие преодоления общественной апатии населения России и успешной модернизации институтов гражданского общества.

Пресс-служба МАП

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить