|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Крах Sanoma на рынке распространения прессы в России

Попытка финской медиагруппы Sanoma закрепиться на российском рынке распространения прессы обернулась для холдинга убытком в ?3,6 млн, следует из опубликованной отчетности группы. В конце прошлого года Sanoma распродала киоски нескольким компаниям. Французская Lagardere, которая также три года назад отказалась от дистрибуторского бизнеса в России, объясняла, что риски слишком высоки.

 

О том, что Sanoma достигла договоренностей о продаже своих российских сетей распространения прессы, финский холдинг объявил в октябре 2010 года. Его дистрибуторское подразделение Sanoma Trade владело московскими компаниями ООО "Р-Киоск" (сеть киосков), ООО "Пресс Пойнт Интернэшнл" (торговые точки в аэропортах), ООО "Эйч Ди Эс СНГ" (магазины в торговых центрах) и ООО "ТК "Прессэкспо"" (дистрибуция в супермаркетах), а также сетью киосков "КП "Розница"" в Ростовской области. Покупателем московских активов стала компания "Эверест Дистрибьюшн" (принадлежит германскому медиахолдингу Hubert Burda Media), а ростовской сети — агентство "Роспечать" (входит в РАИНКО Олега Дерипаски).

Согласно годовому финансовому отчету Sanoma, опубликованному на прошлой неделе, компания лишилась права собственности на эти активы уже в четвертом квартале прошлого года. Так, по данным "СПАРК-Интерфакс", "Эверест Дистрибьюшн" приобрела все четыре московских ООО 14 декабря. Убыток от продажи московских и ростовской сетей (разница между стоимостью покупки, дальнейшими инвестициями в активы и ценой их продажи) в отчете Sanoma оценивается в ?3,6 млн. По оценке председателя правления Ассоциации распространителей периодической печати (АРПП) Александра Оськина, общие инвестиции Sanoma в российский рынок дистрибуции с 2005 года могли составить не менее ?10 млн.

Sanoma (ранее SanomaWSOY) владеет издательским и дистрибуторским бизнесом, а также телерадиокомпаниями в Европе. Общая выручка в 2010 году составила ?2,76 млрд, от дистрибуции — ?825,4 млн. Доля Sanoma Trade на московском рынке дистрибуции, по оценкам АРПП, не превышала 3%. В издательское подразделение холдинга — Sanoma Magazines — входит также российский ИД Sanoma Independent Media (журналы Cosmopolitan, Esquire, газета "Ведомости" и др.).

Sanoma вышла на российский рынок дистрибуции прессы в 2005 году, получив в составе приобретенного ИД Independent Media компанию "Прессэкспо", поставляющую прессу в супермаркеты. Тогда старший вице-президент Rautakirja (прежнее название Sanoma Trade) Раймо Курри сообщил "Ъ", что компания собирается стать лидером по дистрибуции в России и рассматривает "миллионные инвестиции" в дальнейшие приобретения.

В марте 2007 года Rautakirja создала совместное предприятие с российской "Пресс Сервис Групп" — "Р-Киоск" (стороны получили 70 и 30% соответственно), которое должно было сосредоточиться на развитии в России мини-маркетов прессы. Инвестиции в проект оценивались примерно в $4,5 млн. Три года спустя, весной 2010-го, Sanoma довела свою долю в "Р-Киоске" до 100%. В 2007-м финны также выкупили у французской Lagardere Services (подразделение холдинга Lagardere) 100% "Пресс Пойнт Интернэшнл" и "Эйч Ди Эс СНГ", развивавших магазины прессы InMedio, а также точки продаж в гостиницах и аэропортах, за $2,7 млн. В марте 2008 года Sanoma приобрела ростовскую сеть "КП "Розница"", владевшую 89 киосками в Ростове-на-Дону и области.

Но в последние два года финны сокращали количество точек. Так, сеть в Москве к моменту продажи сократилась до 13 киосков, хотя в 2008 году их количество превышало 100. Ростовская сеть уменьшилась до 72 киосков.

По данным АРПП, в Москве расположено около 4 тыс. точек продаж печатной продукции, из них около 2,4 тыс. приходится на киоски (остальное — павильоны, лотки, точки продаж в супермаркетах, продажи с рук), средний оборот каждого из них 20 тыс. руб. в день.

"Sanoma, как и ее предшественники, не учла специфики российского рынка. Калька с успешной европейской модели в том, что касается оценки спроса, маркетинговой политики, управления товародвижением, в России не работает",— считает господин Оськин. Когда Lagardere покидала российский рынок дистрибуции, она объясняла, что инвестиции в него находятся в зоне высокого риска, частью которого являются особенности ведения дел с российскими чиновниками. Ее опасения подтверждают недавние предложения правительства Москвы сократить число киосков прессы в три раза, ужесточить требования к их специализации и ввести дорогостоящие типовые макеты ларьков (см. "Ъ" от 7 февраля). По мнению АРПП, новые требования могут резко сократить нынешнюю рентабельность киосков, которая оценивается ими в 4-5%, что уже примерно в два раза ниже, чем в Европе.

Павел Белавин

Источник: Коммерсантъ

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить