|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Те же буквы, но другие ларьки

Новый порядок установки уличных киосков может уничтожить систему распространения прессы в столице.

«Новая» уже рассказывала о том, что московские власти решили упорядочить размещение нестационарных объектов торговли, в частности, все палатки города поделить по специализации («Хлеб с молоком не мешать», №13 от 7 февраля 2011). Больше всего от упорядочивания могут пострадать киоски со специализацией «Пресса».

Постановление, утверждающее новый порядок, было принято в кратчайший срок: 2 февраля опубликован проект, а 3-го - уже подписанный Сергеем Собяниным документ. Теперь предприниматель, «имеющий договор аренды земельного участка в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов, имеет право на оформление договора на размещение нестационарного торгового объекта». «Новая» обратилась в правительство Москвы с вопросом о том, каким же образом будет юридически оформляться это право, но на момент подписания номера ответ не получен.

Право на размещение бизнесменам предстоит выиграть на открытом аукционе. Победив, предприниматель должен будет установить за свой счет киоск по типовому проекту, разработанному Москомархитектурой, и провести к нему все необходимые коммуникации. По разным подсчетам, это обойдется в сумму около 500 тысяч рублей, не считая затрат на победу в аукционе.

При этом всем малым бизнесменам придется по факту покупать одинаковые киоски, которые, легко предположить, будут произведены одной и той же фирмой. Теперь киоски можно будет размещать не где угодно, а только в соответствии со схемой, разработанной Москомархитектурой «в разрезе округов и районов города Москвы».

Проект выложен на сайте ведомства для публичного обсуждения. Продлится оно недолго: до 1 марта. При этом, как было объявлено на общественных слушаниях для предпринимателей ЦАО Москвы, где присутствовал корреспондент «Новой», реально бизнесмены могли делиться своими соображениями до 14 февраля. Еще две недели уйдет на «обобщение», а в апреле-мае уже должны пройти аукционы. С 1 июля по плану мэрии вся Москва должна быть обставлена новыми типовыми киосками с новыми условиями работы для предпринимателей.

Разрабатывали схему сотрудники Москомархитектуры. В комиссию не вошли представители предпринимателей, в том числе распространителей прессы, которые пострадают больше других. Отчасти интересы бизнесменов представляла общественная организация «ОПОРА России».

«Мы выступаем не то что посредником, а скорее, концентрирующим звеном, ведем разъяснительную работу, помогаем предпринимателям на встречах с представителями префектур и Москомархитектуры, - говорит Алексей ДАУТОВ, исполнительный директор московского отделения «ОПОРЫ России». - В схеме есть недочеты, она не учитывает реальное положение дел в том или ином районе».

Если киоск предпринимателя находится в месте, предусмотренном схемой, то ему повезло, но частично. Период размещения палатки, если она не торгует сезонными товарами (по мнению правительства Москвы, это цветы, овощи, фрукты, мороженое, прохладительные напитки, квас, елки, арбузы), должен быть не более трех лет. Это значит, что через три года предпринимателю предстоит снова пройти процедуру открытого аукциона за право торговать на своем месте - и снова заплатить за это. Если он, к примеру, выиграл конкурс в 2010 году (конечно, по старым правилам), то ему придется начинать бизнес заново.

В ноябре прошлого года, после стихийного сноса палаток (когда чиновники наперегонки соревновались в услужливости Собянину), заместитель мэра Александр Горбенко заявил о том, что «запрет на размещение палаток не должен затронуть точки розничной продажи печатных периодических изданий» и что «они по-прежнему останутся на своих, привычных для москвичей местах». Однако в уже подписанном постановлении никаких исключений нет, киоски с прессой приравнены к «шаурме» и пивным ларькам.

Предприниматели никак не возьмут в толк, почему вдруг их киоски, многие из которых стояли на своих местах с 90-х годов, должны быть снесены. Не могут они понять, зачем надо было разрабатывать новые типовые проекты палаток, если старые были утверждены и одобрены все той же Москомархитектурой. Как и за чей счет будут утилизировать «неправильно» стоящие киоски? Скорее всего, за счет тех же предпринимателей. А главное, непонятно, что они выиграют на аукционе - разрешение поставить палатку?!

Тем не менее многие бизнесмены пока еще не осознают, что скоро лишатся бизнеса и им придется заново вкладывать деньги, чтобы потом ждать окупаемости, которая с учетом трехлетнего срока договора весьма проблематична. Как утверждают, например, распространители печатной продукции, средняя окупаемость по всем затратам на установку киоска наступит через 5-8 лет, по другим видам бизнеса - через 6-10 лет.

Еще один неприятный момент - это сокращение рабочих мест. По неофициальным подсчетам, около 10 тысяч человек останутся без работы.

Алексей Даутов из «ОПОРЫ России» считает, что положительного влияния на развитие малого и среднего бизнеса в городе новый порядок не окажет, наоборот, только добавит проблем предпринимателям. «Система предусматривает аукцион, а это палка о двух концах. С одной стороны, аукцион более понятен и некоррупциогенен, в отличие от конкурса. Но аукцион для малого предпринимателя, у которого деньги находятся в обороте, неприемлем. Он не сможет заплатить больше, чем сетевая структура. Им нужны дополнительные меры поддержки», - утверждает Даутов. Как говорят распространители печати, до настоящего момента ассортимент товара в их киосках выстраивался следующим образом: 60% печатной продукции, а 40% - продажа сопутствующих товаров, которые тоже строго регламентированы. Теперь на продажу прессы должно приходиться 80%. «Это невыгодно, так как продажа прессы и так с трудом окупается. Это неподъемное бремя для распространителей печатной продукции, и я при таком положении вещей уйду из бизнеса», - говорит предприниматель, пожелавший сохранить анонимность.

Между тем в Москве печатная продукции примерно на 70% распространяется через киоски печати, а не через сетевые магазины. Мало кто пойдет за газетами в супермаркет или на рынок, большинство людей покупают их по дороге на работу. Алексей ФЕДОТОВ, исполнительный директор компании ЗАО «Наша пресса», считает, что большинство мелких киоскеров сейчас разорятся, потому что не смогут погасить задолженность перед издателями. Г-н Федотов сказал, что к нему уже обращались представители некой фирмы, которая занимается установкой киосков по новой модульной схеме, и настаивали, что лучше «работать через них».

Источник: Новая газета

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить