|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

В Петербурге распределили субсидии на издание и распространение районных СМИ

Стали известны итоги распределения бюджетных субсидий на издание и распространение районных СМИ в 2011 году. 45 млн 455 тысяч бюджетных рублей получили информационно-издательский центр администрации Санкт-Петербурга "Петроцентр" и издательский дом "Курьер-Медиа", запустившие сеть газет "СПб.Районы.РФ".

Сеть изданий "СПб.Районы.РФ" появилась в декабре 2010-го. Проект запустил информационно-издательский центр администрации Санкт-Петербурга "Петроцентр" и издательский дом "Курьер-Медиа". Де-юре организации никак не связаны между собой, тем не менее, все 18 изданий сети - по количеству городских районов, были зарегистрированы этими компаниями в качестве СМИ в одно время и включились в борьбу за бюджетные субсидии - 45 млн 455 тысяч рублей, предусмотренных субсидией на издание и распространение районных СМИ в 2011 году.

Эту сумму в середине апреля они и разделили между собой по итогам конкурса, проведенного в районах города. В девяти из них победителем стал "Петроцентр", в оставшихся - "Курьер-Медиа".

Интересно, что согласно реестру Роскомнадзора 22 декабря компания "Петроцентр" зарегистрировала 9 изданий с указанием именно тех районов, где затем, в апреле, и одержала победу. Аналогично 28 декабря поступил "Курьер-Медиа".

Еще январе нынешнего года источники Лениздат.Ру "предрекали" грядущий передел рынка. Предпосылкой к этому стала информация о прошедшем в Смольном совещании с участием глав районов. Именно там, как сообщали источники, по настоянию горадминистрации функцию бюджетораспределителя было решено передать от комитета по печати в районные администрации, а господдержку оказать компаниям "Петроцентр" и "Курьер-медиа". В январе полномочия приняли районы, тогда же представители указанных компаний предприняли попытки нанять субподрядчиков из числа конкурентов, обратившись в редакции нескольких районных газет. "Победители" намекнули, что планируют привлечь потенциальных проигравших на условия субподряда.

Победитель забирает все

В большинстве районов "победители" были единственными участниками проводимых конкурсов. В клубе главных редакторов районных и муниципальных СМИ Союза журналистов Петербурга, объединяющем сегодня руководителей свыше 15 изданий, Лениздат.Ру рассказали, почему не стали подавать свои заявки.

"Большинство издателей отказались участвовать, понимая, что итоги распределения субсидий предрешены, - рассказывает председатель объединения Ольга Гордеева - Документация была прописана под конкретных победителей. Это было очевидно. Собирать кипу документов, платить за их оформление – а в итоге проиграть. Нам это неинтересно. Если бы условия были демократичными, мы бы, безусловно, поучаствовали. И вероятнее всего, выиграли бы. Ведь наши СМИ - в отличие от "СПб.Районы.РФ", - выходят в районах не первый год". Исключением из общего правила стала ситуация в Невском районе. Там издатель все же подал заявки. А это означает, что итоги конкурсов могут быть оспорены в арбитражном суде.

Издатели сообщили Лениздат.Ру, что рынок районной прессы ощутил на себе последствия распределения субсидий. В частности, свою работу приостановил "Петергофский вестник", один раз в месяц вместо двух выходит газета "Славянка", прекращен выпуск "Курортных вестей" и газеты "Красногвардейские вести". Часть изданий были вынуждены значительно уменьшить свой тираж.

Рупор администрации

В отличие от независимых издателей, в ряде районов,газеты, созданные администрациями, финансовую поддержку все-таки получили и продолжают выходить.

Например, в Калининском районе субсидию разделили на два лота. Первый из них – в 2 млн 633 тысячи – получил "Курьер-Медиа". Второй, в 1 млн 810 тысяч рублей – издание, учрежденное районной администрацией. В еще нескольких районах вообще обошлись без "комитетских" денег, выделив изданиям собственные средства. "У администрации, безусловно, должны быть учрежденные СМИ, где они размещают документы, распоряжения, объявления, которые необходимо донести до населения, – считает глава пресс-службы Калининского района Юлия Лебединова. – Городские СМИ не будут печатать их. Зачастую информация о том, куда можно прийти, чтобы получить ту или иную государственную услугу, не форматна для большинства городских изданий. Кроме того, полоса в сетевом издании может стоить до 150 тысяч рублей". "Как представитель пресс-службы большого района, я чувствую себя намного уверенней, когда у меня есть свой рупор, – пояснила Лебединова свою позицию. – Это не означает, что мы не работаем с другими СМИ. Однако важно, чтобы в районе было издание, главным учредителем которого является администрация. Это не означает, что районная газета будет заниматься пропагандой. Мы стараемся делать либеральную прессу".

Назад – к практике конкурсов

Издатели районных СМИ настаивают на переходе к конкурсной системе распределения и справедливой процедуре распределения бюджетных средств. "Я считаю, что если власть не может честно распределить субсидии и они становятся лакомым кусочком, от которого чиновники не смогли отказаться, то надо возвращаться к практике конкурсов, – подчеркнул главный редактор объединенной редакции "Московская застава" Андрей Корнеев. – По крайней мере, конкурсы более открыты, чем на практике оказалось распределение субсидий. Качество получивших субсидии изданий каждый читатель может оценить сам. Я, например, видел газету "СПб.Районы.РФ", которая выходит в Петроградском районе. В администрации лежало пять стопок предыдущего номера и нынешнего. Я не помню, чтобы с нашими районными изданиями такое когда-либо происходило".

По мнению главного редактора газеты "Славянка сегодня" Александра Селезнева, определиться с оптимальной схемой распределения субсидий достаточно сложно. "Если вспомнить, казалась, что субсидирование позволяет cвести на нет недостатки аукционной системы, – отметил он в комментарии Лениздат.Ру. – В частности, в 2009 году наряду с издателями в конкурсе участвовали охранные компании, благотворительные фонды, рекламные компании, прежде никогда не занимавшиеся выпуском периодических изданий, а теперь претендовавших на это. Что касается проведения аукциона, мне кажется, не всегда обоснован критерий минимума цены, когда речь идет о такой творческой деятельности, как журналистика. Вне зависимости от выбранной схемы, главное – открытость конкурсной процедуры и объективность критериев выбора".

От партпрессы – к Смольному

Появление районных СМИ в Петербурге датируется 1989 годом. Первой вышла газета в Ленинском районе, потом аналогичные издания появились в Московском и Куйбышевском районах. Изначально они создавались как вестники райисполкомов, райкомов партии. За 20 лет издания меняли своих хозяев, время от времени переходя от районных администраций к независимым журналистским коллективам. К 2009 году состав учредителей СМИ изменился: в ряде районов в этом качестве выступали администрации, в других - трудовые коллективы или частные лица. Районные издания стали выходить значительными тиражами: газета Красносельского и Фрунзенского районов – около 40 тысяч экземпляров, Приморского – 60 тысяч, Невского – 100 тысяч.

До 2009 года финансирование изданий осуществлялась за счет средств районных бюджетов, затем средства перешли в ведение комитета по печати. На электронные торги в августе 2009 года выделенные суммы по всем 16 лотам были опущены на 40-50% структурой, зарегистрированной в Москве как охранное предприятие, и благотворительным фондом "Гаудеамус". Было ли это попыткой сторонних сил действительно приступить к выпуску газеты или же попыткой сэкономить деньги бюджета – осталось неясным.

Впрочем, сегодня это вмешательство кажется незначительным по сравнению с тем, что ждало рынок в дальнейшем. В 2009 году состоялся переход с системы конкурсов и аукционов на субсидии, средства стали распределяться через комитет по печати, возглавляемый тогда Юрием Зинчуком. На тот момент в ряде районов состав учредителей районных СМИ был разным: где-то в этом качестве выступали администрация района, где-то трудовые коллективы или частные лица. В 2010 на рынке появились новые игроки – "лидерами" отбора стал "Петроцентр", победивший в двух районах и "Курьер-медиа" – в двух районах. Итоги нынешнего года усилили тенденцию, закрепив районную прессу за "смольнинскими" компаниями.


Подпись: Алиса Кустикова

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить