|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Константин Уточкин, издатель и медиапрактик: никогда дисплей не заменит бумажные носители

Скорая смерть печатных СМИ – дело решенное – считает медианалитик Андрей Мирошниченко. И не только он один. В последнее время создается впечатление, что тема умирания газет стала модной в медиасообществе.

И все же нашелся человек, не согласившийся с модным приговором. Напротив, Константин УТОЧКИН, успешный издатель и медиапрактик, владелец прибыльного ИД «Попутчик-медиа», убежден, что печатные СМИ переживают нелегкие времена, но умирать не собираются. И только от участников издательского процесса зависит успех или провал медиапроектов.

— В медиасообществе часто можно услышать мнение о скорой смерти печатных СМИ. Андрей Мирошнченко написал об этом несколько громких колонок на Slon.ru , да и не он один так считает… Каково ваше мнение: умрут ли в недалеком будущем печатные СМИ?
— А кто сказал, что печатные СМИ умирают? И, тем более - должны умирать?  Не кажется, слишком  много пифий…
У меня есть свое мнение по поводу подобных безапелляционных заявлений. Никогда дисплей не заменит то, что некоторые уничижительно называют «бумажным носителем». Книга, журнал, газета — это не носитель, а цельное законченное произведение. В каждом отдельном случае — уникальное. Оно Живое.

Все же ходят на концерты, в театр, в кино, хотя могли бы накачать все, что можно, через торрент и, мирно попивая что-либо, таращиться на дисплей. Такая категория потребителей есть, но зачем говорить только лишь об исключениях?
Адепты сплошного TV уже предрекали смерть и театру, и кино. Ну и… ?

Проблемы исчезновения бумажных носителей нет. Есть проблема некоторого спада читательского спроса. Но это не потому, что все читают в Интернете. В Сети многое можно делать — но не читать.

Вот то, что в стране не существует поддержки Чтения — это факт. То, что не существует не то, чтобы поддержки, а просто неудушения системы распространения — это тоже факт. Но никогда электронные носители не заменят то, что называется Печатным Словом.

— Тогда откуда такие печальные сценарии? Ведь пессимисты тоже анализируют рынок, чтобы выдвинуть свои прогнозы..
— Господа-гробовщики СМИ по России-матушке катались? Вряд ли. Скорее, только по трассе между Питером и Москвой. Какой в «Замкадье» Интернет, Айпэд или Амазон Кайндл? Даже не смешно. Время все расставит на свои места. А сейчас просто работать надо.

— Однако, в последнее время печатным СМИ стало действительно труднее жить и развиваться, вы согласны?
— Человечество всегда делилось на две категории: одна работала, вторая — говорила. Говорящих стало многовато в последнее время. А работающих, соответственно, меньше. Плюс действительно неблагоприятные макроэкономические обстоятельства.
Возможно, изданий станет меньше. Возможно, они как-то изменятся. Да они и сейчас изменяются, просто эволюционируют.
И никакой смерти СМИ нет. Да, сейчас распространение — это самое уязвимое звено. Если господа распространители, большинство из которых я знаю и уважаю, будут без должной любви и уважения относиться к любому изданию, а это продукт творчества многих людей (журналистов, редакторов, дизайнеров, фотографов, полиграфистов), тогда ситуация станет еще хуже. Хотя хуже уже некуда. Но в любом случае, ни о какой смерти речь не идет.

— В чем причины падения читательского спроса?
— Процесс падения спроса на печатные издания начался уже давно, и, мне кажется, первый этап был после эйфории по поводу робкого зарождения свободы слова, когда читали буквально всё.

Потом встал вопрос выбора: каждый получил возможность выбирать определенные издания.
Второй этап спада начался, когда сетям стало невыгодно продавать дешевые (по цене) издания. А в России самая читающая часть населения является одновременно самой малоимущей. Когда у киоска стоят два-три человека, у прохожих всегда возникал вопрос: что дают? Сейчас не стоят. И вопросов не возникает.

Можно провести очень тщательный анализ и привести еще множество как объективных, так и субъективных факторов по поводу спада читательского спроса. Вывод все равно будет один: работать надо. А с таким похоронным настроением, извините, будет как в известном анекдоте: «с таким настроением слоненочка не продашь».

— Значит, Вы твердо уверены: смерть печатным СМИ в ближайшее время не грозит?
— Разговоры на тему «когда умрут газеты?» напоминают вечные предсказания Конца света. Если кто-то хочет что-то или кого-то похоронить, то по этому профилю работает бюро ритуальных услуг, вэлкам!

Доходность от продажи контента на бумажном носителе и электронном просто несопоставима. ИД «Попутчик-медиа» имеет свой электронный ресурс, но он всегда рассматривался и рассматривается сейчас как поддержка печатных изданий и как инструмент по привлечению новых читателей, в частности через редакционную подписку.

И в завершение -  вообще о продажах. А продажи чего сейчас растут? Авто, продуктов, TV   и т.д.? Давайте хоронить всех или все-таки поработаем?

— Вы можете подкрепить свое мнение практическими результатами собственной издательской деятельности?
— Главный практический результат, это наш сплоченный высокопрофессиональный коллектив ИД «Попутчик-медиа» и стратегия развития, позволяющая успешно функционировать и в кризис, и до кризиса и, надеюсь, после кризиса.

Только за 2010 год было запущено 6 новых издательских проектов, все они имеют неплохие продажи. А продажи это то, на чем строится политика нашего ИД.

— Эксперты рынка предполагают, что возможен следующий виток кризиса. Вы можете обнародовать собственный антикризисный рецепт?
— Антикризисный рецепт - это совет, а советы это дело неблагодарное. Не знаю. Аналитика, цифры это, конечно, хорошо, но надо интуицию включать, иногда даже вопреки аналитике, но это мое частное мнение, ну и главное надо верить в то, что делаешь.

Светлана Морозова

Источник: PlanetaSMI.RU

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить