|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Apple обвиняют в сговоре с издателями

Юридическая фирма Hagens Berman подала иск от имени двух граждан США, а также неопределённого круга лиц к компании Apple и пяти крупнейшим книгоиздателям США, обвиняя их в сговоре по искусственному установлению цен на электронные книги. Действия ответчиков, по мнению истцов, привели к значительному росту цен на е-книги.

Как утверждается в иске (PDF), к выходу планшетного компьютера Apple iPad в начале 2010 года издательские компании Hachette Book Group, HarperCollins Publishers, Macmillan Publishers, Penguin Group и Simon & Schuster договорились с Apple об использовании такой модели распространения книг в электронном виде, при котором цены на книги фактически устанавливаются издателями, а продавец (в данном случае, Apple) получает фиксированную комиссию в 30%.

До этого основную долю рынка е-книг в США (около 90%) удерживал Amazon, который сам устанавливал цены на книги для читалки Kindle. Amazon поддерживал максимальную цену на уровне $9,99. Остальные значимые игроки рынка, Sony и Barnes & Noble, также действовали по этой модели.

Издатели, недовольные более низкой в сравнении с бумажными книгами маржой, пытались убедить Amazon повысить цены, но не преуспели. Однако когда Apple уже был готов представить миру iPad, позиционировавшийся также в качестве конкурента устройствам для чтения книг, ситуация изменилась. Издатели вступили в сговор с Apple, с тем чтобы начать продавать е-книги пользователям iPad по цене до $14,99.

В то же время они снова принялись давить на Amazon. "Вебпланета" рассказывала, как в начале 2010 года глава Macmillan Джон Сэрджент (John Sargent) буквально вынудил Amazon заключить новый договор под угрозой прекращения сотрудничества. Аналогичные "предложения" примерно в то же время поступили и от четырёх других издателей.

Истцы полагают, что если бы какой-то из издателей действовал в одиночку, то Amazon просто расторг бы с ним договор — в конце концов, у него оставались бы другие партнёры (собственно, Amazon и попытался вначале бортануть Macmillan). Однако потерять одновременно пятерых партнёров, входящих в шестёрку крупнейших книгоиздателей США, Amazon не рискнул.

Уже к маю 2010 года Amazon начал распространять книги означенных в иске компаний по той же схеме, что использовалась и в "айпэдах". К этой же схеме затем были склонены Sony и Barnes & Noble. Во всех магазинах на одну и ту же е-книгу были установлены одинаковые цены, диктуемые издателями. Бестселлеры худлита теперь везде продаются по 13-15 долларов. Нередко бывает и так, что электронная версия книги стоит дороже бумажной.

Ещё один крупный книгоиздатель, Random House, в этой схеме долгое время не участвовал. Его книги продолжали продаваться через Amazon по старой схеме. Однако Apple в отместку не пускал эти книги в свой iTunes. В конце концов весной этого года Random House согласился принять новую модель от Apple.

К иску прилагаются всевозможные документы, скриншоты, статистические данные о ценах и так далее. Также истцы ссылаются на слова главы Apple Стива Джобса (Steve Jobs), который перед выходом iPad на рынок в интервью The Wall Street Journal уверенно заявил о том, что е-книги для этого устройства будут стоит 15 долларов и что цены везде будут одинаковыми.

Истцы полагают, что, вступив в сговор, ответчики нарушили антимонопольное законодательство США (перечислены пять различных оснований для иска), и рассчитывают на рассмотрение дела судом присяжных, который должен обязать ответчиков, помимо всего прочего, возместить убытки истцов, потратившихся на незаконно подорожавшие е-книги. Поскольку иск групповой, количество граждан, которые могут рассчитывать на компенсации, соответствует числу американцев, приобретших в последние примерно полтора года электронные книги по цене выше $9,99 долларов.

Заметим, что изначально новую книгопродажную платформу от Apple должен был поддержать ещё один издатель — McGraw-Hill. Однако незадолго до презентации iPad у издателя и Apple внезапно разладились отношения. Предположительно из-за того, что издатель раньше времени разболтал о договоре с Apple. Тогда в McGraw-Hill наверняка сочли разрыв отношений с Apple неудачей, но, похоже, это обстоятельство позволило сейчас издательству избежать иска.

К слову, в Hagens Berman за книгоиздателей взялись всерьёз. Сейчас юристы собирают информацию, подтверждающую их гипотезу о том, что издатели скрывают реальные объёмы тиражей, экономя таким образом на выплатах авторских. Большое дело — ни для кого не является секретом, что в наших широтах издатели именно так и поступают.

Источник: Вебпланета

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить