|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Вылетели. «Роспечать» приостановила работу в «Домодедово»

Один из крупнейших операторов рынка дистрибуции — Агентство «Роспечать» — прекращает свою деятельность на территории аэропорта «Домодедово», предположительно – по причине нового повышения стоимости арендной платы.

Распространители печатной продукции, осуществляющие свою деятельность на территории аэровокзалов, в очередной раз оказались на пороге серьезного повышения цен и очевидного снижения выручки. Портал PlanetaSMI.RU обратился за комментариями в само Агентство «Роспечать», директор управления по связям с общественностью которого, Ольга Ермакова, подтвердила наличие проблем во взаимодействии между аэропортом-арендодателем и компанией-дистрибутором.

Печально, но пострадавшим в очередной баталии бизнесменов снова окажется потребитель. И вместо надлежащего сервиса и свободного доступа к информации, он, скорее всего, получит отпугивающий ценник на любимое издание, либо и вовсе его отсутствие в зоне вылета. Ситуация, что понятно, небезразлична и самим издателям.

Вот как ее комментирует Андрей Авдонин, генеральный директор ИД «Мир новостей»: «Данная ситуация мгновенно отразилась на тиражах. Потери насчитывают несколько тысяч. Настораживает то, что проблема эта не только в аэропортах, но и вообще во всем городе. Сейчас московские власти заставляют менять киоски и, соответственно, игроки на рынке распространения вынуждены искать деньги за счет повышения цен и увеличения маркетинговых сборов, а это сказывается на покупателе. Я давно обращал внимание на то, что цены в аэропортах, на любого рода продукцию, в том числе и на печатную периодику, в два раза выше, чем в городских точках. И нет ничего удивительного в том, что читательский спрос там падал. Ведь человек привык покупать любимое издание в городе по одной цене, а приезжая в аэропорт он видит по другой, несусветной, стоимости. Конечно, он и не будет ни чего покупать в таком случае, тем более что в самолетах есть бесплатная пресса, пусть не всегда самая интересная. Сложившуюся ситуацию я могу связать только с тем, что преобладает алчное желание аэропортов зарабатывать все больше и больше. Я считаю, что в таких ситуациях надо выходить с предложением о том, что социально значимые группы товаров должны продаваться в зоне аэропорта на четких и конкретно определенных условиях. Например, прессу можно включить в систему Duty Free, тогда цены на печатный продукт будут ниже, а обороты, соответственно, выше. А у распространителей хотя бы появится возможность платить те несусветные деньги, которые требует за аренду аэропорт. Неадекватные арендные цены сегодня характерны для всех аэропортов. Существует монополия, и никто кроме самого владельца аэровокзала не может предоставить право и контролировать в дальнейшем условия торговли, отсюда и цены. Пресса не входит в перечень товаров первой необходимости, и не все готовы платить за нее большие деньги, что в итоге приводит к падению оборотов».

Сергей Алексеенко , директор по распространению ИД Bauer Media так же констатирует падение тиражей издательского дома в связи с заморозкой работы «Роспечати» в аэропорту «Домодедово»: «Мне глубоко жаль, что точки закрыты. При таком положении дел мы в любом случае получим минус по продажам, т.к. лишились одного из наиболее проходимых и выгодных каналов распространения.

Я не знаю, какие существуют правила по поводу работы торговых точек на территории аэропортов, но полагаю, что должны существовать определенные нормы, в соответствии с которыми, граждане имеют право на свободный доступ к информации, в данном случае — к периодической печати. Означает ли это, что в местах общего пользования должны быть пункты распространения прессы, сколько их должно быть и какие площади они должны занимать? — тут я затрудняюсь сказать.

Запредельная аренда — весомый аргумент для приостановки работы коммерческой организации, коей и является “Роспечать”. Они должны считать деньги и, исходя из полученных результатов, принимать решение. При такой высокой арендной плате, которая сегодня не официально озвучивается, никто из участников рынка распространения не согласится там работать. По сути, магазины прессы — это очень современные и хорошие торговые объекты, в которых пассажир всегда найдет интересное для себя информационное или развлекательное чтиво. И их не так уж и много по сравнению с вещевыми бутиками и пунктами общественного питания.

Что же касается продаж наших изданий, то полагаю, что потери будут существенными. Думаю, если брать тиражи пакета наших изданий, то при закрытии магазинов в “Домодедово” потери будут исчисляться тысячами копий за каждую неделю простоя. А это немало. Данный прецедент нельзя оставлять без внимания. Этот вопрос стоит включить в повестку дня работы наших некоммерческих общественных организаций, таких как АРПП и ГИПП. Сложно сказать, насколько усилия со стороны издателей и общественных организаций, направленные на поиск “золотой середины” в сотрудничестве и арендных отношениях, могут быть действенны на такие коммерческие структуры, как аэропорт. Но в любом случае, отраслевым общественным организациям, в которых состоит много заинтересованных участников рынка издания и распространения, нельзя оставаться в стороне. Вопрос нужно обсуждать и разбираться в экономическо-правовой основе обстоятельств».

Как указывали в разговоре с PlanetaSMI.RU участники рынка распространения, пазл ситуации складывается так, что в погоне за евро, такие значимые для жизни человека объекты, как аэропорты, похоже, оказываются не заинтересованными в обеспечении комфортного сервиса для своего клиента, и уж тем более – в обеспечении конституционного права гражданина на свободный доступ к информации.

«В общем тренде сокращения точек продаж прессы это новый грустный эпизод. Надеемся, что в ближайшее время ситуация нормализуется и пассажиры в ожидании рейсов вновь смогут получить доступ к свежей прессе», — указал в беседе с порталом PlanetaSMI.RU Алексей Крылов, заместитель генерального директора по тиражам, распространению и IT ЗАО «Аргументы и Факты».

Возможно, основная загвоздка здесь кроется в перспективных планах аэропортов по увеличению «неавиационной деятельности» до европейских норм. Известно, что в Европе и США торговые площади аэропортов, приходящиеся на одного пассажира, существенно увеличены. Если в России на «неавиационную деятельность» аэропортов на данный момент приходится от 10% до 40% дохода, то в Европе этот показатель равен 55%.

Еще до 2008 года сегмент розничной торговли, в том числе книгами и периодикой, на территории аэровокзалов для бизнеса был крайне привлекательным в связи с большим трафиком пассажиропотока. Однако, в последние два года тенденция изменилась. Сегодня в деятельности аэропортов четко прослеживается тенденция целенаправленного увеличения дохода от «неавиационной деятельности». Речь идет о росте арендных ставок, переходе на тендеры и краткосрочные контракты. На выручке торговцев также негативно сказывается и расширении площадей, которое опережает рост пассажиропотока и снижает объемы выручки в пересчете на 1 кв. м.

В отношении же арендаторов аэропорты выбирают две основные формы арендных платежей: фиксированную арендную ставку, которая гарантирует стабильный и прогнозируемый денежный поток для аэропорта, и процент с оборота , который, в свою очередь, обеспечивает аэропорту возможность получить дополнительный доход за счет увеличения продаж операторов и роста пассажиропотока. Как пояснили в беседе с порталом PlanetaSMI.RU участники рынка дистрибуции прессы, условия работы в аэропорту «Домодедово» отличаются от принятых в Европе. Здесь, на высокую арендную ставку, накладывается процент, привязанный к трафику сезонного пассажиропотока всего аэропорта. Европейская же практика — привязка к обороту конкретной торговой точки.

Выходит, что как не крути, арендаторы никогда не смогут «прыгнуть выше головы», и даже увеличение пассажиропотока не будет приносить им роста прибыли, а скорее ее снижение. В этом замкнутом круге призрачны мечты о рентабельности. Значит ли это, что высоко рентабельный в свое время розничный бизнес на территориях аэрогаваней потерял свою коммерческую привлекательность навсегда? Скорее всего — да, учитывая бурный рост арендных ставок, снижение трафика пассажиропотока в расчете на одну торговую точку, общее увеличение количества торговых объектов, связанное с расширением территорий аэропортных комплексов и финансовый кризис всех форм торговли.

В голову приходит мысль о том, что наличие торговых объектов в аэропортах уже сейчас служит скорее имиджевым целям арендаторов, нежели приносит им существенный прирост капитала. Жаль, что такой роскоши себе не могут позволить дистрибуторы прессы… Если даже столь могучий игрок рынка как Агентство «Роспечать», владеющее крупнейшей розничной сетью по всей стране и подконтрольное структурам Олега Дерипаски, не стерпел отрицательный условий работы на территории аэропорта, то что же тогда говорить о других распространителях печатной продукции?...

Что касается Московского аэропорта «Домодедово», то на сегодняшний день, по словам официального представителя его пресс-службы, на территории аэрогавани ведут коммерческую деятельность несколько сетей магазинов медийной продукции. В беседе с корреспондентом нашего портала он оптимистично заметил, что торговая деятельность сегодня осуществляется в нескольких торговых точках во всех зонах аэропорта, включая зоны таможенного контроля (так называемые «стерильные» зоны внутреннего и международного вылета). Всего на сегодняшний день в аэропорту представлено до 400 наименований журналов, около 100 еженедельных и ежедневных газет, порядка 1000 видов книжной продукции и широкий выбор сопутствующих товаров - канцелярии, сувениров, снеков и т.д.

Из 140 тыс. кв. м. аэропорта под объекты торговли отдано около 30 тыс. кв.м. Средняя площадь магазинов 10-20 кв.м.

Алина Свинцицкая, Наталья Решетова
Источник: PlanetaSMI.RU

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить