|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

В совещании Сергея Нарышкина по проблемам развития «Почты России» принял участие председатель Правления АРПП Оськин А.В.

14 ноября в городе Тихвин Ленинградской области состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам формирования телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения доступности на ее основе населению современных инфокоммуникационных услуг по теме: «Развитие почтовой связи как ключевого элемента национальной инфокоммуникационной инфраструктуры и системы оказания государственных услуг населению» под руководством руководителя Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкина.

В заседании приняли участие представителями региональных и муниципальных властей, государственных и коммерческих структур, а также общественных организаций, руководители ФГУП «Почта России».

В заседании принял участие председатель Правления АРПП Александр Владимирович Оськин. Перед мероприятием участники посетили одно из почтовых отделений Ленинградской области и ознакомились с новыми технологиями почтовой связи. Презентацию провел генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Николаевич Киселёв.

Почтовые работники продемонстрировали достижения современной почтовой связи и рассказали о первоочередных задачах, которые сегодня приходится решать «Почте России» для повышения качества представления услуг связи населению. Руководитель Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкин  высоко оценил качественные улучшения, которые наблюдаются в отделениях связи сегодня, и отметил важность внедрения на всех направлениях деятельности предприятия инновационных решений для повышения эффективности почтовой связи страны.

Но отмечалось также, что темпы модернизации предприятия в настоящее время являются недостаточными. Для их ускорения потребуется аккумулировать значительный объем инвестиций. С.Е. Нарышкин выразил уверенность, что решение долгосрочных задач по обеспечению устойчивого развития «Почты России» как стабильной и эффективной компании поможет модернизировать всю почтовую отрасль и внести весомый вклад в развитие экономики страны.

На заседании обсуждались и социально значимые услуги предприятия, такие как подписка. «Почта России» ежегодно доставляет около 1,7 млрд. экземпляров газет и журналов. Вместе с тем, это направление деятельности является убыточным для предприятия, а получаемые от государства субсидии покрывают убытки федерального почтового оператора лишь частично. Ежегодно «Почта России» теряет на оказании подписных услуг более 2,5 млрд. рублей.

В целях сохранения и развития института подписки на областные и районные издания С.Е. Нарышкин предложил рассмотреть вариант дотирования их доставки из региональных и муниципальных бюджетов. А.В. Оськин поддержал инициативу С.Е. Нарышкина по государственной поддержке подписки через «Почту России» и привел в пример зарубежный опыт. Государственные субсидии на распространение прессы – основа государственной информационной политики в большинстве цивилизованных стран мира, отметил Председатель Правления АРПП. Один из самых главных факторов того, что подписка так популярна в Канаде, США и многих других странах заключается в том, что ее стоимость гораздо ниже розничного варианта. И в первую очередь потому, что доставку оплачивает либо издатель, либо государство – читатель платит только за само издание.

В странах Западной Европы субсидии СМИ, в том числе для установления льготных тарифов на услуги почты, считаются основой обеспечения конституционного права граждан на доступ к информации. Например, согласно современному исследованию финских экономистов, прекращение государственных субсидий приведет к исчезновению половины СМИ Финляндии. Субсидии с целью предоставления СМИ льготных расценок на почтовые услуги признаются наиболее эффективным средством поддержки прессы в Австрии, Великобритании, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции и ряде других европейских стран.

А.В. Оськин обратил внимание участников заседания также на то, что наряду с почтовыми субсидиями государство в этих странах прибегает и к иным формам поддержки прессы: от прямых дотаций до снижения для СМИ налога на добавленную стоимость.

В Германии, например, стоимость доставки еженедельной газеты составляет 5,76 евро за полугодие, в то время как стоимость доставки другой корреспонденции (не периодика) составляет 24 евро при той же периодичности доставки. Разницу между тарифами дотирует государство. Во Франции с наступлением финансового кризиса правительством было принято решение о замораживании почтовых тарифов для прессы. Прибыль, которую по этой инициативе теряла французская почта,  компенсировалась государством. Ежегодно на дотацию доставки периодики выделяется до 500 млн евро. Таким образом поддерживаются относительно невысокие цены на подписку и высокие тиражи изданий, а государства поддерживают права граждан на получение информации.

Уровень подписки в России существенно ниже, чем в ряде зарубежных стран, отметил А.В. Оськин. Так, в Китае  на долю подписки приходится более 90% всех распространяемых тиражей, в Канаде – 88%, в Финляндии – 86%, в США – 85%, а в России – менее 30%. Кроме того, на протяжении последних лет наблюдается сокращение подписных тиражей, в среднем на 1-2% каждое полугодие.

Применяемая в настоящее время система подписки морально устарела. В связи с этим назрела потребность внедрения на рынке подписки новых форм, соответствующих мировым стандартам. Одним из таких нововведений могут стать  современные результативные маркетинговые инструменты, ведущие к росту подписных тиражей.  Главным шагом в направлении повышения социальной роли института подписки должен стать комплекс мер по снижению конечных подписных цен, обеспечению безусловной сохранности изданий на пути от типографии до подписчика. Необходимо добиваться снижения сроков доставки подписных изданий потребителям за счёт оптимизации логистики, расширения курьерской доставки, предварительного информирования подписчиков о поступивших тиражах и изданиях через Интернет, телефонные справочные бюро подписчиков и др.

Кроме того, А.В. Оськин выступил с инициативой о создании целевой программы «Подписка для молодёжи», при которой государство будет оплачивать доставку прессы для молодых людей достигших 18-летнего возраста, а издатели будут предоставлять свои издания бесплатно (опыт Франции).

Также хорошую перспективу имеют развитие продаж книг через отделения почтовой связи. В настоящее время этот сегмент находится в крайне слабом положении с оборотом по всей стране около 2 млн. руб. в месяц. Надо общими усилиями дать этому направлению мощный импульс в развитии.

Докладчик также предложил для комплексного решения проблем отечественной медиаотрасли создать Министерство по делам печати и массовых коммуникаций.

Пресс-служба АРПП

Тезисы выступления Председателя Правления АРПП А.В.Оськина можно посмотреть здесь.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить