|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Великобритания и Ирландия: участники рынка прессы — в поисках компромисса и за развитие «зеленых» технологий

В июн е в Москве, в рамках VIII Международной конференции дистрибуторов прессы, состоялся Европейский круглый стол, участие в котором приняли делегаты из разных стран. Сегодня PlanetaSMI.RUпубликует выступление Майкла Ньюмана, президента Press Distribution Forum — одной из ведущих общественных отраслевых организаций Великобритании.

 

 

 

Майкл Ньюман, во время выступления на Европейском круглом столе. Фото: Константин Акопян

Справочно о рынке печатных СМИ

Сегодня в Великобритании выходит 10 национальных ежедневных газет, каждая из которых имеет воскресные выпуски, а также более 3 000 журналов. На долю местных газет приходится не более 10% рынка прессы в стране.

На территории Великобритании насчитывается 54 000 розничных торговых точек по продажам прессы (включая Северную Ирландию). И всего две оптовых компании. Каждый день — с позднего вечера и до 6:30 утра их силами осуществляется доставка более 10 млн. экземпляров периодических печатных СМИ по всем точкам продаж в стране.

Еще буквально 10 лет назад количество оптовых распространителей прессы в Англии превышало 200. Однако негативные тенденции рынка сделали свое дело. Путем слияний и поглощений теперь их количество сократилось до всего двух: Smiths и Menzies. Эти две компании обслуживают 87 территорий.

Помимо традиционной розницы, печатные СМИ Англии активно осваивают и новые каналы дистрибуции контента: практически они уже наладили продажи цифровых копий через Интернет.

Что касается подписки, то ее роль в деятельности английских газет крайне незначительна. Газеты практически не распространяются посредством традиционной почтовой подписки, а доставка их тиражей на дом читателям осуществляется силами розничных компаний — таким образом распространяется порядка 20% газетных тиражей.

В отличие от газет, доля подписки в общем тираже журналов намного более значительна: посредством этого канала распространяется около 17% тиражей.

 

 

 

Майкл Ньюман и Андрей Вавилов, коммерческий директор "Горпечати", во время поездки в логистический центр ГК "Кардос". Фото: Евгения Трушина

 

 

 

Майкл Ньюман во время поездки в логистический центр ГК "Кардос". Фото: Евгения Трушина

Общественные отраслевые объединения

В настоящее время в Великобритании активную работу ведут сразу несколько отраслевых профессиональных организаций:

  • Газеты представлены Ассоциации издателей газет: Newspaper Publishers Association (NPA);
  • Журналы — профессиональной Ассоциацией издателей журналов: Professional Publishers Association (PPA);
  • Розница и опт — Ассоциацией газетных и журнальных оптовиков — Association of Newspaper and Magazine Wholesalers (ANMW).

Кроме того, участники розничного рынка также объедены в несколько профессиональных организаций:

  • Британский Консорциум розничной торговли: British Retail Consortium (BRC);
  • Национальную федерацию розничных торговцев газетами и журналами: National Federation of Retail Newsagents (NFRN);
  • Ассоциациюлокальныхмагазиновисетей: Association of Convenience Stores (ACS).

 

 

 

Майкл Ньюман во время поездки в Москву. Фото: Евгения Трушина

Структура рынка дистрибуции

Все газеты и журналы Великобритании распространяются в рознице посредством услуг оптовых компаний, которые получают готовую продукцию от издателей или дистрибьюторов.

Рисунок 1

Схема дистрибуции прессы в Англии

 

 

 

Каждый оптовик работает на «своей» территории, обслуживая только тех продавцов, адреса которых прикреплены к ней посредством почтовых индексов. Определение того, какой регион будет закреплен за каким дистрибьютором, принимается по итогам тендера, проводимого издателями каждые пять лет.

Для национальных газет оптовики назначаются для каждой территории на эксклюзивной основе. Это означает, что продукцию издателя сюда больше никто не может поставлять, а сам оптовик не может обслуживать данное издание за пределами «своей» территории. Таким образом, розничный продавец на данной территории может работать только с одним поставщиком.

Что касается журналов, назначение оптовика здесь также происходит на эксклюзивной основе, однако бывает, что оптовик работает и с розничными продавцами за пределами отведенной территории. В целом количество таких случаев невелико и составляет всего 300 из 54 000 имеющихся на территории страны розничных точек продаж.

Одной из особенностей системы дистрибуции прессы в Великобритании является указание конечной розничной цены издания на его обложке. Распространители же зарабатывают не на марже, как это происходит в России, а на скидке с конечной цены на продукт. Ценовая политика издателей такова, что они обеспечивают цепочке распространения определенную доходность, которая сегодня колеблется в пределах 20-25%. Необходимо отметить, что в связи с негативными экономическими тенденциями на рынке печатных СМИ, за последние годы уровень этой скидки заметно снизился — в прежние времена он составлял 30%.

 

 

 

Майкл Ньюман с коллегами из стран Европы убеждаются: конечная розничная цена на обложках российских журналов действительно не указана. Фото: Евгения Трушина

 

 

 

Майкл Ньюман во время поездки в Москву. Фото: Евгения Трушина

Отраслевая деятельность

Как уже было сказано выше, розничный продавец вынужден работать только с одним поставщиком, обслуживающим данную территорию. Таким образом, дистрибьютор, по большому счету, определяет ассортимент и объемы поставок газет и журналов, с которыми будет работать торговец.

Учитывая отсутствие выбора у розничной торговли, Office of Fair Trading — организация, отвечающая в Великобритании за конкурентное развитие бизнеса, призвала издателей активнее влиять на качество работы оптовых распространителей, так как именно они несут прямую ответственность за обслуживание розницы, а значит — и конечных потребителей. Издатели, в свою очередь, приняли данные рекомендации к сведению и включили в свои договорные отношения с оптовиками довольно жесткие требования по качеству предоставления последними услуг. Самый логичный способ управления отраслью заключается именно в создании саморегулируемой жесткой системы, которая , на основе закрепленных зон ответственности всех звеньев цепи, в итоге обеспечивает широкую представленность всей палитры выходящей в стране периодики.

Такая система работы была закреплена в Великобритании в начале 90-х годов — был создан Объединенный индустриальный комитет (JIG). В него вошли издатели, дистрибьюторы, оптовики, независимые сети, а также небольшие локальные магазины. В течение многих лет JIGработала довольно успешно, но 2008 году представители розничных сетей обратились в Office of Fair Trading с просьбой пересмотреть существующие на рынке продаж прессы договорные отношения. Среди членов JIGвозникли серьезные разногласия, и деятельность организации была фактически парализована. Это, в свою очередь, стало причиной выхода из JIGнескольких ее участников. В итоге в 2010 году организация была расформирована.

Однако и издатели, и оптовики по-прежнему были уверены — именно они несут ответственность за поддержание стандартов обслуживания розничных продавцов. Это убеждение послужило причиной создания менее формализованной структуры, так называемой «Коалиции желающих», поддержание работы которой обходилось для участников рынка значительно дешевле, а сама структура была более гибкой — ее деятельность не могла быть ограничена отдельными членами.

В конце 2010 года, после нескольких месяцев дискуссий, отраслью был организован Форум дистрибуции прессы (Press Distribution Forum — PDF), в который вошли и издатели, и дистрибьюторы, и оба оптовика. Каждая отрасль делегирует в PDF одного или двух представителей. Совет директоров организации переизбирается ежегодно. Бюджет PDF составляет около 40 000 фунтов в год. Ежегодно организация проводит не менее 10 заседаний, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы отрасли.

В целом же основную цель деятельности организации можно охарактеризовать как поддержку и эффективное развитие всех цепочек поставок газет и журналов для обеспечения максимального разнообразия и широкой доступности прессы для розничных торговцев и потребителей.

 

 

 

 

 

Майкл Ньюман фотографирует вирины московских киосков: фотографии "журналов быз цены" будут демонстрироваться коллегам в Англии. Фото: Евгения Трушина

Одной из первых задач, с которыми удалось справиться PDF, стала разработка Отраслевой хартии, которая устанавливает стандарты обслуживания розничных продавцов со стороны оптовиков и издателей.

Сегодня PDF является гибкой профессиональной отраслевой структурой, способной в сжатые сроки решать экономически значимые вопросы деятельности отрасли печати. Однако в нее до сих пор не входят розничные сети по продажам прессы. Задача организации как раз и состоит в том, что бы взаимодействовать с ними единым фронтом отрасли, обеспечивая, насколько возможно, их профессиональные потребности.

Ирландия: рынок прессы в борьбе за экологию

Отдельного описания достоин рынок печати Ирландии. При численности населения страны в 4,5 млн. человек, число магазинов, продающих печатную прессу, здесь составляет 4 200. На территории Ирландии работают два оптовика, выходит 16 национальных газет, из которых шесть — чисто ирландские (55% рынка), и десять — ирландские версии британских СМИ (45% рынка). Что касается журналов, то на 80% это местные версии английских изданий.

Исторически сложилось так, что ирландские продавцы прессы также ограничены в выборе и зависят от издателей и оптовиков. О чем они постоянно жаловались правительству. В то же время, в Ирландии крайне развита экологическая политика — местные власти, следуя европейским тенденциям, много внимания уделяют вопросам переработки отходов.

Как ни странно, но такие вроде бы далекие друг от друга сферы, оказались очень близки. Одной из особенностей местного рынка печати является то, что оптовики не собирают ремиссионные тиражи, а предоставляют кредиты рознице на их утилизацию по предъявлению последней обложек или штрих-кодов непроданных экземпляров. Розница сама перерабатывает непроданные экземпляры на «своих» территориях. Что идет в разрез с политикой правительства Ирландии. Возможным шагом со стороны властей в этой ситуации могло стать введение дополнительного налога на печатные СМИ, как на продукт, требующий утилизации.

Для урегулирования ситуации, местными игроками рынка была подписан документ, определяющий экологическую ответственность за свою продукцию, в том числе — за нереализованные тиражи. Кроме того, д ля решения проблемы отраслью был предпринят еще ряд шагов.

Во-первых, на 90% территории страны была введена практика возвратов. Благодаря этому непроданные издания больше не отправлялись розничными продавцами на свалку.

Во-вторых, было создано объединение «зеленой прессы» — Green Press Partnership (GPP), в которое вышли издатели и оптовики обеих стран, и задачей которой было улучшение экологических показателей работы отрасли. GPP удалось достичь определенных успехов, однако полностью «экологический вопрос» для рынка прессы до сих пор не снят по причине постоянных пересмотров данного вопроса на уровне правительства и изменения экологической политики в стране.

***

Отчет о тенденциях на рынке дистрибуции прессы Испании и Италии, подготовленный по итогам Европейского круглого стола, читайте здесь и здесь.

 

Источник: PlanetaSMI.RU

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить