|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Правительство вступилось за газетные киоски

Министерство связи и массовых коммуникаций России издало приказ, утверждающий рекомендации по поддержке и развитию розничной торговли печатной продукцией. В частности, Минкомсвязи просит региональные власти предоставить газетным киоскам льготы на аренду. Вполне очевидно, что подобная инициатива обещает перемены в отрасли, состояние которой многие называют плачевным.

Министерство предлагает льготы

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров подписал приказ "Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации". Этот приказ утверждает рекомендации по поддержке распространения прессы в регионах.

Министерство, в частности, рекомендует региональным властям предоставлять льготы на аренду владельцам газетных киосков.

Так, в приказе говорится: "Рекомендуется устанавливать льготные ставки на аренду киосков прессы, предусматривающие следующий ценовой диапазон:

– не более 30 рублей за 1 кв. м в месяц – в городах с населением 1 млн человек и выше;

– не более 20 рублей за 1 кв. м в месяц – в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн человек;

– не более 5 рублей за 1 кв. м в месяц – в городах с населением до 100 тыс. человек и сельской местности".

Помимо этого, в тексте приказа содержатся рекомендации по обустройству газетных киосков, по занимаемой ими площади и по ассортименту. Министерство также обращает внимание на тот факт, что распространение печатных изданий является одной из форм реализации конституционного права граждан на получение информации.

Согласно рекомендациям, количество газетных киосков  следует рассчитывать отдельно для каждого города по следующей схеме: не менее одного на 1,5 тыс. человек в городе и как минимум один на 2,5 тыс. жителей в районах области. Площадь киоска может быть 9-12 кв. м в зависимости от местных условий и спроса населения. Также для всех киосков в городе рекомендуется единое стилистическое решение.

Прописана и рекомендация по предоставлению рекламных услуг. Согласно приказу, киоск может использоваться для рекламы, но расположенные на нем конструкции и объявления не должны загораживать витрину.

Газету приравняли к шаверме

До появления этого приказа в России на федеральном уровне не существовало каких-либо норм или рекомендаций по обеспечению населения киосками с печатной продукцией. Их количество и ассортимент, таким образом, были в зоне ответственности исключительно местных властей.

При этом рынок печатной продукции в Санкт-Петербурге переживает не лучшие времена. Так, в городе осталось лишь 1 тыс. киосков, а 800 из них, по словам участников рынка, не могут продлить договоры аренды. Всего по России насчитывается около 31 тыс. киосков с печатной продукцией.

Кризисное положение отрасли отмечают и депутаты петербургского Законодательного собрания. Так, в начале августа 2013 года депутат от "Справедливой России" Марина Шишкина отправила письмо с описанием проблемы губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко.

"Вынуждена признать, что в настоящий момент отраслью распространения печатных СМИ, являющейся социокультурным фактором, в Санкт-Петербурге никто не занимается, – пишет Марина Шишкина. – Профильные Комитет по печати и Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка не имеют требуемых полномочий и влияния, а Комитет по управлению городским имуществом не склонен выделять отрасль по распространению периодических изданий как приоритетную и нуждающуюся в государственной поддержке".

По словам Марины Шишкиной, Санкт-Петербургу грозит утрата культуры чтения ежедневных газет. "Распространители периодических изданий находятся в ситуации, когда газеты стали товаром, фактически приравненным к сосискам или шаверме. Потеря рынка распространения газет приведет к сворачиванию издательской деятельности, падению тиражей, закрытию издательских домов", – пишет она.

С Мариной Шишкиной согласны и представители рынка. Распространители печати давно жалуются на повальное закрытие киосков. Никаких льгот, по их словам, на данный момент не предусмотрено, и газетные киоски работают на тех же условиях, что и остальные.

Также распространители жалуются на то, что власти зачастую заключают краткосрочные договоры на установку киоска и в итоге инвестировать в свой бизнес становится невыгодно.

Надежда на лучшее

С появлением рекомендаций от Минкомсвязи есть шанс на изменение этой ситуации к лучшему.

В приказе прописано, что по местам для киосков рекомендуется проводить конкурсы или аукционы, прежде всего среди тех предприятий, которые занимаются этой деятельностью.

"Под другие виды деятельности данные места рекомендуется отдавать только в случае отказа от них участников такого конкурса (аукциона)", – добавляют в Минкомсвязи.

Для киосков по распространению печатной продукции предусмотрены и другие преимущества. Так, срок действия разрешительной документации для установки такого киоска должен составлять не менее пяти лет с правом автоматического продления в случае отсутствия претензий или нарушений. При продлении договора аренды Минкомсвязи рекомендует не проводить повторное согласование по переоформлению мест.

Также рекомендуется оговаривать расторжение договора по не зависящим от арендатора причинам и в этом случае предоставлять равноценные места в качестве компенсации.

Прописаны и более выгодные условия пользования электросетями. Рекомендуемый срок подключения новых киосков составляет не более месяца, а также Минкомсвязи просит не взимать с них плату за использование опор городского наружного освещения.

По итогам 2013 года планируется провести во всех регионах России мониторинг обеспеченности населения киосками с печатной продукцией. Также будет составлен соответствующий рейтинг регионов.

Представители рынка пока реагируют на рекомендации Минкомсвязи с осторожностью: действительно, сейчас довольно трудно предугадать, возымеют ли они в итоге какое-либо полезное действие. Мнения звучат как скептические, так и оптимистичные.

Однако можно с уверенностью говорить о том, что правительство обратило внимание на умирающую отрасль, до которой ранее никому не было дела. Возможно, эти рекомендации со временем выльются в конкретные нормы и постановления, и тогда распространители прессы наконец-то смогут с облегчением выдохнуть.

Александр Пелевин

 

Источник: Эксперт Северо-Запад

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить