|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

АРС-ПРЕСС. Не ведают, что творят

ЛОМАТЬ – не строить. Увы, ничему нас история не учит. Уж сколько раз мы получали этот печальный урок «До основанья, а затем…», варварски разрушая и выбрасывая как ненужный сор не нами созданное, безответственно и бездумно перечеркивая собственное прошлое, свою культуру и традиции.

Церкви, памятники, колхозные фермы, дома культуры и кинотеатры, тот же самарский ипподром… Совсем скоро этот страшный список могут пополнить привычные всем бело-голубые киоски старейшей региональной компании, которая перешагнула 96-летний рубеж.

ТАКОЕ ощущение, что местные чиновники живут в своем мире, оторванном от реальности. Иначе чем объяснить их полное равнодушие к тому, что еще немного – и город-миллионник останется без газетных киосков. Их просто-напросто выживают. Когда гендиректор ОАО «Роспечать» Игорь Владимирович Матвеенко пытался достучаться до одного из чинуш прежней, азаровской, администрации, чтобы донести мысль, что так нельзя, людям нужны киоски, тот равнодушно бросил: «А мне не нужны. У меня есть айпад и айфон с Интернетом, там новости и читаю». Представляете, человек даже мысли не допускает, что в городе помимо него, небожителя, живут еще сотни тысяч человек, у которых нет гаджетов, и они читают настоящую, «живую» прессу.

– То, что творится в Самаре, свидетельствует о полном равнодушии властей к проблемам розничной продажи газетно-журнальной продукции, о нежелании видеть дальше собственного носа, – уверен Игорь Матвеенко.

Городская власть сменилась, а отношение к газетным киоскам, которые сносят наряду с пивными точками, ларьками, торгующими шаурмой и табаком, осталось прежним. Разве можно так цинично всех под одну гребёнку? Прежде чем рубить сплеча, надо бы отделить мух от котлет. Но нет. Гораздо легче прикрыться поручениями регионального минтранса, согласно которым в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату мира по футболу территории, которые должен затронуть ремонт, надо освободить от объектов потребительского рынка и услуг. Заметьте: речь идет в том числе и о вполне законных киосках «Роспечати», которые исправно платят по действующему договору аренды. 

– Можно же решить вопрос цивилизованно, договориться как-то, обсудить более щадящие варианты, – считает заместитель гендиректора «Роспечати» Иван Михайлович Шитов. – Благоустройство – дело нужное, мы не отрицаем. Вы скажите за несколько дней до начала работ, куда нам перенести киоск так, чтобы он не мешал. На десять, на двадцать метров? Нет проблем, передвинем. Как закончите, вернем на прежнее место. Так нет же. Велено убрать – значит, надо убрать все без разбору и с концами. А на том участке ремонтом, может, вообще еще и не пахнет. 

В итоге практически вся ветка – Московское шоссе и улица Ново-Садовая – осталась без периодики. В большинстве случаев взамен ничего не предлагают. А если что-то и дают, так в таком месте, где ставить газетный киоск нет никакого смысла – он будет абсолютно убыточен. Предложили, например, как вариант небольшой участок на 9-й просеке. А рентабельность газетного киоска напрямую зависит от пешеходного трафика: его целесообразно ставить на остановках, где земные люди ходят, а не среди дворцов. Богатеям газеты и журналы до лампочки.

Но проблема лежит еще глубже и корнями, по словам руководства «Роспечати», уходит еще во времена правления Лиманского, когда право распоряжаться землей город передал области. Тогда-то и произошел фатальный сбой, разрушивший четко отлаженную систему. Началась чехарда: половину договоров тут же признали недействительной, заканчивались одни договоры, но их не продлевали, и все в таком духе. 

– В итоге в схему размещения нестационарных торговых объектов, разработанную Минэкономразвития, у нас попали всего 103 киоска из 180-ти. Оставшиеся – а это еще треть – признаны незаконными, – продолжает Игорь Матвеенко. – Включение в схему – только первый этап. Боюсь, что мы и их со временем потеряем. 

С марта распоряжение землей под нестационарными объектами вновь вернули на уровень города. На дворе июль, а регламента – порядка, как работать с оформлением земли, так до сих пор и нет. И никто не знает, когда он появится. 

– То, что творится в Самаре, свидетельствует о полном равнодушии властей к проблемам розничной продажи газетно-журнальной продукции, о нежелании видеть дальше собственного носа, – уверен Игорь Матвеенко. – В других регионах все отлажено, газетный рынок динамично развивается, как и требовал президент, который поручил «принять меры по повышению доступности книжной и периодической продукции для населения». А у нас совсем противоположная картина. Например, если в Липецке, про который вы писали, арендная плата для газетных киосков составляет всего 12 рублей, то у нас – от 64 до 110 руб¬лей за квадратный метр, в зависимости от района. 

Чувствуете разницу? 

Недавно мне попалось на глаза интервью с первым зампредседателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Андреем Тумановым, который точно подметил, что газета, не имеющая распространения, – это всего лишь макулатура. «Президент неоднократно повторял, что будущее России за гражданским обществом, – сказал он. – Но без распространения прессы этого не будет никогда. Поэтому те руководители, которые закрывают киоски, – противники гражданского общества, и я даже не побоюсь сказать, противники кого еще…»

Думаю, вы догадались, кого именно. Делайте выводы, господа.

Елена ДМИТРИЧКОВА.

* * *

НАША СПРАВКА

Согласно рекомендациям по поддержке и развитию системы розничной торговли периодикой и печатной продукцией, утвержденным Минкомсвязи РФ:

– киоски должны располагаться в местах высокого пассажиропотока – рядом с остановками, вблизи станций метро, в пешеходных зонах, то есть именно там, откуда сейчас в Самаре и убирают киоски «Роспечати»;

– киосков должно быть по одному на полторы тысячи человек, что в несколько раз превышает число оставшихся в Самаре. В городе и раньше существовал серьезнейший дефицит этого сегмента торговли, а уж сегодня массовое закрытие киосков грозит полным информационным вакуумом.

* * *

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

• За последние три года количество киосков «Роспечати» в Самарской области уменьшилось с 418 до 362. И эта цифра только растет. 

• Впервые за всю историю предприятия по результатам прошлого года были зафиксированы убытки, а сумма налогов и сборов уменьшилась на 8,6 миллиона руб¬лей.

• Пришлось уволить 142 киос¬кера – женщин пенсионного и предпенсионного возраста. И с каждым месяцем число вынужденно сокращенных только растет.

* * *

ВАЖНО

Минкомсвязи России еще два года назад рекомендовал местным властям всячески поддерживать распространителей печатной продукции – уменьшить цену на аренду, не чинить бюрократических препонов при выделении земли, равномерно размещать киоски в зоне жилой застройки, сделав максимально доступными для населения, и т.д. Однако в Самарской области, особенно в Самаре, это полностью игнорируется. Вместо того, чтобы способствовать расширению сети киосков, в которых, заметьте, продаются не только газеты, но и книги, местные власти вставляют палки в колеса, всячески зажимают киоски по продаже прессы. И вроде бы власти делают все правильно, все по закону, но без учета рода деятельности, не по-людски. И это в то время, когда повсеместно говорят о необходимости культивировать любовь людей к чтению. Без газетных киосков не получится.

 

Источник: Черкесск: Вчера; Сегодня; Завтра

Фотография: www.litsa.com.ua

Похожие новости: Алексей Волин заинтересовался опытом липецкой "Роспечати"

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить