|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Рейтинги губернаторов и территорий РФ по отношению к печатным СМИ

На медиаконференции «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати», состоявшейся в Москве 26 ноября с.г., с сообщением выступила Т.В.Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр».

В своем локладе она представила рейтинги руководителей субъектов Российской Федерации и рейтинг регионов РФ по отношению к печатным СМИ. Публикуем текст и презентацию доклада.  

Добрый день. 

Сегодня я хотела бы представить рейтинг руководителей субъектов Российской Федерации и рейтинг регионов РФ по отношению к печатным СМИ. 

АРПП уже второй год подряд проводит работу по мониторингу Приказа Минкомсвязи России №197 от 31 июля 2013 года «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». На основе данных мониторинга в прошлом году был представлен первый рейтинг регионов РФ.

Сегодня я представляю второй выпуск рейтинга регионов/территорий РФ. В основу рейтинга положено исполнение рекомендаций Приказа Минкомсвязи, а именно норматива обеспеченности населения киосками прессы. Формируется рейтинг на основе данных, полученных по запросам от профильных региональных комитетов/отделов СМИ и данных дистрибьюторов рынка.

Однако Приказом рекомендуются не только нормативы обеспеченности населения объектами прессы, но и другие важные для отрасли показатели - арендные ставки, ассортимент, процедура выделения мест под киоски прессы. Поэтому в этом году нами была разработана комплексная методика оценки деятельности руководителей субъектов Федерации по отношению к распространению прессы. 

Оценка отношения губернаторов и глав республик к распространению печатной прессы в регионе формировалась на основе опроса ведущих дистрибьюторов рынка печатных СМИ в каждом регионе. На базе полученных данных нами была сделана комплексная балльная оценка и рассчитан рейтинг губернаторов РФ.

Приказ Минкомсвязи РФ №197 утверждает рекомендации для специализированных объектов по распространению периодической печати - киосков и павильонов прессы.

По данным последнего мониторинга, в России сейчас работает около 27 900 киосков и павильонов прессы.

Я еще раз хотела бы напомнить основные нормативы, рекомендуемые  Министерством в отношении киосковой розницы. Прежде всего, это норматив количества киосков прессы. Для городов-миллиоников показатель должен составлять: 1 киоск прессы на 1500 жителей, в крупных городах – 1 киоск на 2500 жителей, для городов и населенных пунктов с численностью населения менее 50 тыс. человек – 1 киоск на 4000 жителей.

Нами сделана оценка уровня обеспеченности населения России киосками прессы. На сегодня она составляет 1 киоск прессы на 5240 жителей. Для сравнения, в прошлом году данный показатель составлял 1 киоск на 4970 жителей. 

На слайде представлена информация о текущим уровне обеспеченности согласно установленной Приказом Минкомсвязи градации. В городах-миллиониках (13 городов) сейчас 1 киоск прессы приходится на 4200 жителей, в крупных городах РФ - 1 киоск на 5300 жителей, в остальных населенных пунктах с численностью населения менее 50 тыс. - 1 киоск на 5800 жителей.

Таким образом, сегодня рекомендации не выполняются в большинстве регионов РФ.

Нами была сделана оценка уровня обеспеченности не только в разрезе населенных пунктов РФ, но в целом по субъекту РФ. Был сформирован рейтинг территорий. На слайде представлены 10 лучших территорий РФ по уровню обеспеченности киосками прессы. Возглавляет рейтинг Калининградская область, где 1 киоск прессы приходиться на 2200 жителей. В прошлом году Калининградская область также возглавляла данный рейтинг. ТОП-10 рейтинга территорий 2015 году значительно обновился, в него впервые вошли такие регионы, как Республика Марий Эл, Пермский край, Московская, Иркутская, Липецкая, Воронежская и Тульская области.

На следующем слайде представлены регионы с самым низким уровнем обеспеченности киосками прессы. В данных регионах 1 киоск прессы приходится на 10 тыс. населения и более. Среди этих регионов остаются в основном те же регионы, что и в прошлом году, за редким исключением. Как и в прошлом году, в антитоп попали такие регионы, как Чеченская Республика, Республики Алтай, Адыгея, Тыва, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Хакасия.

В ходе мониторинга региональных рынков распространения периодической печати нами было отмечено, несмотря на то, что в целом по рынку идет сокращение количества специализированных объектов прессы (киосков), есть регионы, где отмечается позитивная динамика по уровню обеспечнности. На слайде приведены территории, где показатель обеспеченности значительно вырос, и население данных регионов стало иметь лучшие возможности для покупки прессы.

Но по большинству регионов РФ показатель обеспеченности киосками прессы ухудшился. Таких регионов в РФ - 50, т.е. больше половины. На слайде представлены регионы, имеющие самые высокие темпы сокращения киосков прессы, и, как следствие, значительного ухудшения показателя обеспеченности - на 50% и более.

Теперь я кратко остановлюсь на втором рейтинге, который мы подготовили в этом году. Это рейтинг губернаторов РФ по отношению к печатным СМИ. Оценка руководителей глав субъектов РФ вела по пяти модулям. 

Первый модуль – базовый. Он играет определяющую роль в формировании конечного результата. Максимальное количество баллов в модуле - 35 из 100 возможных в рейтинге. В нем оценивался уровень обеспеченности всеми объектами прессы - киосками, павильонами, как в первом рейтинге, так и торговыми точками в сетях FMCG и другими объектами. Также учитывалась динамика уровня обеспеченности по отношению к прошлому году.

Максимальный балл не набрал ни один из губернаторов, 8 глав регионов получили 25 баллов. Среди них главы Пермского и Красноярского края, Воронежской, Новосибирской, Челябинской, Омской, Калининградской областей, Республики Марий Эл.

Во втором модуле оценивались арендные ставки для объектов прессы в регионе. Максимальный балл по второму модулю – 15. Так, если арендные ставки соответствовали Приказу Минкомсвязи №197, то глава региона получал 10 баллов.

Арендные ставки выше рекомендуемых на 1-10% - 5 баллов. 

Арендные ставки выше  рекомендуемых на 10-30% – 2  баллов. 

Также оценивалась динамика арендных ставок для объектов прессы в регионе. Если они снижались, то глава региона получал дополнительные баллы.

На слайде представлены главы субъектов РФ, получившие максимальный балл в данном модуле. Это губернаторы Воронежской и Липецкой областей, где арендные ставки полностью соответствуют Приказу Минкомсвязи и даже ниже установленного уровня. Еще 12 глав регионов получили 10 баллов в данном модуле - Вологодская, Мурманская, Владимирская, Кировская, Брянская, Новгородская, Нижегородская, Астраханская области, Республика Крым и Севастополь, Чувашская Республика, Хабаровский край.  

В третьем модуле велась балльная оценка показателей ассортиментной свободы объектов по распространению прессы, а именно оценивался ограничительный список товаров, которые могут реализовываться через объекты прессы. Максимальный балл в модуле -  10 баллов. В этом случае в регионе для объектов прессы должны отсутствовать ограничения по продажам определенных  товарных групп и услуг, но может быть установлена доля в продажах на печатную продукцию на уровне 50%. 

На слайде приведены Главы регионов РФ, получившие максимальный балл в данном модуле.

В четвёртом модуле нами была дана оценка государственной поддержке распространения прессы в регионе. Мы оценивали наличие льготных условий по коммунальным платежам для объектов прессы в регионе, наличие в регионе программ по поддержке распространительского бизнеса (выделение средств на модернизацию торговых объектов, субсидирование подписки на региональном уровне и др.), наличие в регионе налоговых льгот для компаний, работающих в распространении печатной продукции, наличие в регионе программ по стимулированию спроса на прессу. Максимальный балл в модуле -20. 

На слайде приведены главы регионов РФ, которые активно поддерживают отрасль в своем регионе, имеют определенный набор льгот, программы по развитию отрасли и пропаганде чтения. В лидерах по данному блоку губернаторы Липецкой, Воронежской, Курской, Костромской, Кемеровской, Нижегородской областей.

В последнем модуле - пятом, мы оценивали административное регулирование рынка распространения периодической печатной продукции в регионе. А именно, срок действия арендных договоров на объекты периодической печати, процедуры предоставления мест под розничные объекты прессы (конкурс, аукцион, пролонгация договоров), наличие в регионе административных ограничений на установку объектов прессы на уличном пространстве города, наличие в регионе ограничений на размер торгового объекта по распространению прессы. Максимальный балл - 20. 

На слайде приведены главы регионов РФ, где административное ограничения для киосков прессы практически отсутствуют, договора аренды пролонгируются или проводятся конкурсы.

На заключительном слайде - главы субъектов РФ, которые получили наиболее высокую положительную оценку по отношению к печатным СМИ.

Возглавляют этот рейтинг Королев Олег Петрович, глава администрации Липецкой области и губернатор Воронежской области Гордеев Алексей Васильевич.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить