|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Российский рынок подписки нуждается в решении актуальных проблем

В рамках медиаконференции АРПП во Вьетнаме прошел круглый стол о проблемах подписки  на газеты и журналы. Ведущими круглого стола выступили генеральный директор ООО «Межрегиональное агентство подписки» А.Н.Петренко и генеральный директор агентства «Книга-сервис» С.Н.Маленков. 

Первой проблемой, вынесенной на обсуждение участников круглого стола, стали изменения в технологии оформления документов по подписке, связанные со вступившими в силу в 2015 году изменениями в НК РФ. В связи с этим подписные агентства были вынуждены перейти с ФГУП «Почта России» на новую форму договоров, касающихся юридических лиц. А именно – договор поставки, предусматривающий партионный учет поставленной продукции. Издатели, заключившие прямые договора с почтовым оператором, также были вынуждены отказаться от привычной для себя формы агентского договора. Почта России стала рассматривать в качестве партии весь комплект экземпляров издания, поставляемый в рамках подписки по одному индексу для того, чтобы сохранить основные принципы услуги. Переход на новую схему работы, естественно, вызвал проблемы для всех участников рынка подписки. Для решения возникающих вопросов ведутся постоянные консультации с ФГУП «Почта России».

Генеральный директор петербургского ООО «Пресс-курьер» Л.А.Павлова подняла вопрос о необходимости возврата к годовым индексам. Это приведет к существенной экономии для издателей. Она подчеркнула, что представляемый ею издательский дом сумел добиться роста подписных тиражей в условиях кризиса, но и для него полугодовые индексы являются обузой. «Пресс-курьер» рассматривает возможность включиться в Каталог «Межрегионального агентства подписки» только годовыми индексами, отказавшись от сотрудничества с другими каталогами.

Заместитель генерального директора якутской  Медиагруппы «Ситим» В.Н.Степанов поднял вопрос о взимании ФГУП «Почта России» дополнительной платы за внутриобластную доставку. Он сослался на судебную практику, доказывающую правоту издателей, рассматривающих подписку как единый технологический процесс, из которого невозможно выделить внутриобластную доставку как этап, требующий отдельной оплаты. При этом В.Н.Степанов поблагодарил  Почту России  за сотрудничество в деле продвижения изданий в почтовой сети распространения. В частности, в сотрудничестве с якутским УФПС была разработана «Дорожная карта», благодаря которой удалось увеличить тиражи издательского дома. Кроме того, в рамках сотрудничества с  Почтой  достигнута договоренность о ликвидации одной из тарифных подзон, что ведет к уменьшению подписных цен для жителей северных районов Якутии.

Отвечая В.Н.Степанову, руководитель департамента розничных товаров и развития сети ФГУП «Почта России» Д.А.Усанов отметил, что на конец 2015 года по данному вопросу было инициировано и завершено 18 судебных дел, только 6 из которых были разрешены не в пользу Почты России. 

Согласно позиции Федеральной антимонопольной службы России затраты по сортировке и транспортировке периодических печатных изданий до газетных узлов не включаются в состав затрат, формирующих тарифы на услугу по приему заказов по подписке и доставке газет и журналов. Такое решение при разработке «Методики  формирования и применения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов» было принято Федеральной антимонопольной службой России совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ с учетом мнения издательского сообщества на основании того факта, что сортировка и перевозка периодических печатных изданий до газетного узла является конкурентным видом деятельности и могут оказываться издателями по их поручению любыми хозяйствующими субъектами. Соответственно, тарифы на данные услуги определяются предприятием на основании внутренних нормативных документов, а именно Методики формирования тарифов.

С.Н.Маленков высказал мнение, что наряду с частными проблемами, в том числе, проблемой внутриобластной доставки, существуют проблемы глобального уровня. В частности, это проблема единства отраслевого сообщества. Одним из инструментов для её решения могло бы стать возрождение выставки «Пресса России», до 2008 года ежегодно проходившей на территории Всероссийского выставочного центра. 

Л.А.Павлова отметила, что Почта России утвердила определенные стандарты по размещению визуальных материалов в почтовых отделениях, в результате чего ограничилась возможность издателей на размещение рекламных материалов в ОПС.

А.Э.Хакимов указал на необходимость увеличения прозрачности процесса оформления подписки по индексам различных подписных агентств. Одной из востребованных форм могла бы стать лотерея, в рамках которой подписчики попеременно «доставались» бы различным подписным агентствам. Комментируя его предложение, С.Н.Маленков заметил, что любая договоренность между агентствами может быть расценена как картельный сговор. По мнению А.Н.Петренко, создавая собственное подписное агентство, Почта России еще не осознала всю масштабность груза, который она взвалила себе на плечи. Не исключено, что со временем  Почта России  сама будет вынуждена предложить негосударственным агентствам создать общие правила игры. Когда сотрудникам почтового агентства придется за 20 дней создать 82 подписных каталога, их взгляд на подписку может существенно измениться. 

Ряд участников круглого стола высказали предложение к Почте России более активно заниматься продвижением подписки. Назвав ряд почтовых акций, например, акцию благотворительной подписки «Дерево добра», важными и полезными инициативами, сделанными в этом направлении.    

С.Н.Маленков подчеркнул важность своевременного представления ФГУП «Почта России» тарифов на прием и доставку подписки. К сожалению, сроки, указанные в договорах подписных агентств и почтового оператора, регулярнонарушаются, что затрудняет работу над подписными каталогами.

А.Н.Петренко указал на безальтернативность сотрудничества региональных издателей и небольших федеральных издательских домов с негосударственными подписными агентствами. В частности, тарифы агентств, используемые в работе с такими издателями, крайне невелики: от 3 до 14 копеек за экземпляр. Как следствие, рентабельность сотрудничества с ними крайне невелика. Очень часто небольшие издатели не могут позволить себе собственную службу распространения. Лучшим вариантом для них было бы сотрудничество с внешним отделом распространения. Фактически – это передача функции распространения подписному агентству. При этом, формируя собственный подписной каталог, Почта России могла бы включать в него региональных и федеральных издателей по договорам с негосударственными подписными агентствами, выступающими в роли агентов этих издателей

С.Н.Маленков рассказал о развитии в России сервисов онлайн-подписки. В частности, активно работают в этом направлении агентство АРЗИ, а также «Межрегиональное агентство подписки», создавшее онлайн-портал подписки Vipishi.ru. Онлайн-работа с подпиской дает возможность создания дополнительных сервисов. В частности, сервиса тематического поиска материалов и сервиса поиска текстовых заимствований, актуальных для научных работников и сотрудников системы образования. Комментируя его сообщение, А.Э.Хакимов отметил наличие противоречий в позициях издателей и распространителей по вопросам онлайн-сервисов. С точки зрения издателя, совершенно недопустимо продавать контент по частям. Единственным исключением может быть ситуация, когда такая продажа генерирует трафик на сайте издательского дома. Отвечая ему, С.Н.Маленков отметил, что нежелание продавать контент частями – один из типичных страхов издателей. Другой такой страх – это страх перед копированием материалов. Но будучи под влиянием подобных страхов, издатель никогда не сможет достичь высоких тиражей. Кроме того, электронные сервисы, «разделяющие» контент, продавая его частями, позволяют монетизировать доступ к архивным материалам. 

В обсуждении актуальных вопросов подписки также приняли участие генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» С.Д.Гаврилов, украинский издатель В.А.Данюк, начальник отдела продаж, рекламы и маркетинга ООО «Агентство Желдорпресс-ГП» Г.А.Дзулая и генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ» В.Г.Паргентанян. Участники круглого стола поблагодарили ФГУП «Почта России» за работу по развитию подписки в условиях экономического кризиса. Предложив, при этом, более внимательно отнестись к предложениям издателей и негосударственных распространителей прессы по совершенствованию технологии организации подписных кампаний.

 

 

Пресс-служба АРПП 

Фоторепортаж о круглом столе можно посмотреть по ссылке 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить