|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Репортаж с петлей на шее?

Как живут сегодня муниципальные СМИ

История наших дней подсказывает, что средства массовой информации — это далеко не всегда лишь «четвертая власть»… Бывает, что и поважнее. И соответствующую роль в нашей жизни играет. Речь не о гламурных безделушках-погремушках, а о тех СМИ, которые определяют сознание людей от деревенских до глобальных масштабов. Поговорить об этом самое время: в разгаре подписная кампания на газеты на первое полугодие 2018 года.

Муниципальные СМИ

«Муниципальные» СМИ — это что такое? Это средства массовой информации — газеты, телерадиокомпании, которые освещают в основном жизнь своего города или района, адресованы его населению и, как правило, имеют в учредителях-соучредителях местные власти.

В Самарской области 40 муниципальных газет и дюжина телерадиокомпаний. «Залповый», разовый тираж местных газет в регионе— около 150 тысяч экземпляров. В сумме, разумеется. Для сравнения — это в 2 раза больше, чем у всех областных и центральных газет вместе взятых. Да и аудитория местных телекомпаний и радиостанций по количеству зрителей-слушателей посоперничает с телеканалами федерального уровня.

Обратите внимание: проводимые самыми разными службами социологические опросы дают одну и ту же картину. По уровню доверия населения муниципальные СМИ уступают только Русской православной церкви. Федеральные телеканалы, как говорится, «и близко не стояли...»

Еще бы: местные масс-медиа пишут и показывают то, что жители могут проверить всеми органами чувств каждый день. А своим умом это нетрудно при желании осмыслить… Журналисты местных СМИ — вот они рядом, они соседи. Попробуй соврать землякам — засмеют и запрезирают. Потом не отмоешься…

Вот тут-то и начинается большая ответственность «маленькой» журналистики. А вот жизненные реалии у нее — совсем не такие, как у столичных телезвезд. У провинциальных СМИ и их журналистов вся жизнь — борьба, и не только за уважение зрителей-читателей, то есть за свою профессиональную состоятельность. Но и просто — за выживание.

Наша борьба

Вопрос: «борьба» кого с кем и за что? Районные и городские СМИ нашей области проблемы последних 25 лет научили бороться и объединяться. Под эгидой областной организации Союза журналистов России действует Ассоциация районных и городских газет. А куда деваться: проблемы общие. На май этого года 7 из 40 местных газет были в предбанкротном состоянии. Огромные долги, задержки зарплаты. Словом, на грани закрытия. Тех, кто кое-как сводил доходы и расходы, можно пересчитать по пальцам.

Ассоциация провела исследование: «Почта России» за последние 5 лет подняла тарифы на доставку газет в 3-4 раза. Получается, что из подписной цены газеты за полугодие почтовому монополисту отходит три четверти суммы, а на оставшуюся «четвертинку» редакция должна оплатить бумагу, типографию, аренду помещения, орграсходы, транспорт и т.д. Да и журналисты, которым приходится «трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете», мечтают получать зарплату - ну хотя бы как у дворника.

Короче. Ассоциация муниципальной прессы по инициативе областной организации Союза журналистов создала «тревожную группу». Ударили во все колокола: от федеральных органов власти до областного правительства: петиции, ходатайства, запросы депутатам и т.д. и т.п. Подняли провинциальных журналистов из других регионов.

Результат: постановление Правительства РФ о замораживании цен на доставку социально значимых изданий на первое полугодие 2018 года. А не в меру «хваткого» бывшего гендиректора «Почты России», который по итогам работы в прошлом году выписал себе премию в 96 миллионов (!!!) рублей, сняли с работы. Он, правда, удрал в Швейцарию - но объявили розыск через Интерпол.

Новое руководство ГУП «Почта России» старается работать в контакте с властями регионов, в т.ч. и Самарской области. И не путает коммерциализацию с социальной ответственностью государственного предприятия, даже если оно «естественный монополист». Есть понимание конституционного права граждан на информацию.

Без них — никак

Умники любят давать советы: надо налаживать альтернативные почте системы доставки периодической печати… А кто считал, во сколько это обойдется в масштабах области? В Союзе журналистов руководители муниципальных СМИ такие попытки делали: получались цифры неподъемные. Где их взять?

Другой совет: надо развивать продажу электронных версий местных газет через Интернет. Уже делается. Одна из наиболее благополучных и технически продвинутых местных газет - «Рабочая трибуна» (г. Отрадный) успешно этим занимается. Понимаю, у них надежный, высокоскоростной Интернет. А что, такие условия есть по всей области? Отнюдь. Еще немало мест, где «на березу залезть» надо, чтобы Интернетом воспользоваться. Уже не говорю о том, что многие бабушки и дедушки просто не умеют с компьютером обращаться.

Короче, в обозримом будущем от бумажной газеты мы не уйдем. К счастью, на уровне областного руководства есть понимание, что муниципальные СМИ — это важный социальный инструмент, а не торговля водкой или колготками. И бюджетная финансовая поддержка «районкам» всегда оказывалась весьма существенная. За счет чего те, откровенно говоря, и выживали. Однако так же откровенно скажем: в последние годы эта поддержка весьма заметно сократилась. Оно понятно — в экономике и в бюджетах ситуация не сахарная. А в результате муниципальные СМИ из режима «прозябания» перешли в режим «выживания» и часто балансируют на грани закрытия. Что дальше?

Не буду цитировать В.И. Ленина насчет того, какой газета «пропагандист, агитатор и коллективный организатор». От себя скажу: районная или городская газета — это еще и часть малой родины для каждого. Без нее мы ни патриота, ни гражданина не воспитаем. Сейчас немало «деятелей», которые как попугаи бубнят: «блоги, блоги, сети, сети...» А каковы информационная культура, достоверность, насыщенность и анализ той же информации в нашей блогосфере? Мягко скажем, далеки от совершенства.

По-настоящему деловые главы городов и районов высоко ценят роль и своих местных СМИ, и возможность принимать у себя все масс-медиа губернии. Уже 16 лет ежегодно Ассоциация муниципальной прессы проводит медиафорумы. Это не «междусобойчик», а вполне деловое мероприятие. В этом году, совсем недавно, он проходил в Ставропольском районе. Организовано все было прекрасно. Администрация района всем СМИ губернии дала возможность познакомиться с жизнью ставропольчан, их трудом и отдыхом. Ставропольскому району была на месяц обеспечена трибуна масс-медиа по всей губернии. Вот как с прессой работать надо!

Ирина Никифорова,

председатель Ассоциации муниципальной прессы, директор МБУ «Информационный центр «Междуречье»:

 - Девизом нашей Ассоциации могли бы стать слова: «Сотрудничество через уважение и понимание». Это касается физических и юридических лиц во всех районах области. Это касается всех органов власти. В газете «Волжская коммуна» вот уже два года регулярно выходит красивая содержательная рубрика «Соседи». Она составлена из публикаций районных и городских газет. Это панорама жизни всей губернии. У медиафорумов местных СМИ солидный стаж — 16 лет. В этом году мы с помощью областной организации Союза журналистов России проводили XVI Медиафорум в Ставропольском районе. Туда прибыли и почетные гости: главы городов и районов северо-запада области. Надо отдать должное администрации Ставропольского района: со своими обязанностями принимающей стороны они справились блестяще. В плотный график медиафорума сумели вставить даже хорошо организованные экскурсии на завод кондиционеров «Август», на сельхозпредприятие «Овощевод», посещение храма «Воскресения» и духовно-образовательного центра «Благовест» в селе Ягодное. А глава района Валерий Вячеславович Анисимов на блиц-конференции с фактами и цифрами дал ответы на все вопросы руководителей местных СМИ. Опыт самарского Ставрополья вызвал даже некоторую «белую» зависть у коллег, ведь мы же — соседи.

Сергей Рязанов

Источник: «Волжская Коммуна»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить