СМИ переживают системный кризис

Создано 08.06.2005

Дмитрий Скворцов, журналист:
Степень влиятельности СМИ в огромной степени определяется качеством аудитории и качеством самого СМИ. В последнее время происходит падение влиятельности по обоим этим параметрам. Кроме того, происходит изменение политической системы, которое отражается и на возможности использовать СМИ в качестве ресурса влияния. Все это порождает падение интереса к СМИ как к политическому инструменту со стороны крупных финансовых групп.

Это связано с двумя вещами: а) большой бизнес теперь гораздо меньше склонен играть в политику, б) возможность играть в политику посредством медийных ресурсов резко уменьшилась. Отсюда системный кризис, который переживают средства массовой информации как на федеральном, так и на региональном уровне. Для СМИ он закончится, когда существующая модель бизнес-изданий и телеканалов приспособится к новой ситуации.

Сейчас идет реформирование медиа-холдингов, и в частности газета "Известия" продана холдингом "Проф-Медиа" газпромовскому медиа-холдингу. "Проф-Медиа" пытается построить бизнес на своих медийных активах. Ведущим изданием этого холдинга является газета "Комсомольская правда", а более качественное издание, рассчитанное на более рафинированную аудиторию, не является столь прибыльным. Я беседовал с одним из руководителей "Проф-Медиа" и на вопрос о стратегии развития медиа-холдинга получил ответ, что в холдинге не планируется держать убыточные издания, и в этом смысле славно выдвигается "Комсомольская правда", а для "Известий" разрабатывается стратегия вывода издания на самоокупаемость. Возможно, с этим возникли проблемы, что и обусловило продажу газеты.

Мотивы, по которым это приобретение сделано "Газпром-Медиа", мне лично до конца не ясны. Может быть, существует некая стратегия, а может - это просто попытка наращивания активов, благо есть ресурсы. Хотя нельзя исключать, что наличие НТВ, вещающего на более-менее продвинутую аудиторию, требует и наличия аналогичного печатного издания - в этом смысле определенная логика есть.

Тенденция борьбы с изданиями, которые доставляют неприятности, сейчас есть, но она является следствием определенных политических процессов и не носит целенаправленного характера - нет задания прибрать к рукам или развалить подобные СМИ. Просто решаются некие политические задачи, в рамках которых побочным эффектом являются и определенные воздействия на СМИ. Причем в силу того кризиса, о котором я говорил, эти воздействия приобретают серьезный характер, серьезно сказываются на жизнедеятельности СМИ.

Источник: Apn-Nn.ru