Зарубежные издатели приспосабливаются к российскому рынку

Создано 31.12.2015

СМИ меняют владельцев из-за закона об участии иностранного капитала в них. Так, американская компания EM Holding Владимира Гусинского уменьшила свой пакет акций «Эха Москвы» с 34 до 19 с лишним процентов.

Как сообщил главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов, владельцем остального пакета стала «Эхо Москвы холдинговая компания», которая принадлежит сотрудникам СМИ. Закон запрещает иностранцам иметь более 20% акций в СМИ, которые зарегистрированы в России. Несмотря на новые правила, российский рынок остается интересным для иностранных игроков. В этом уверен президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев.

«Большинство участников рынка, которые попали под этот закон, видоизменились и во многом выбрали модель, которая более удобна для них. Единообразной модели нет, что-то изменилось в большую, в меньшую сторону, каждый по-разному приспосабливался, но работать на российском рынке все равно интересно. Особенно то, что касается нишевого, низкобюджетного сегмента типа Bauer, Burda — для них, вне всякого сомнения, работать интересно. Рынок все-таки достаточно емкий», — полагает Моисеев.

Во вторник стало известно, что финская Sanoma продала последний российский актив «Фэшн Пресс». Он выпускает журналы Cosmopolitan и Esquire. Инвесторами стали фонд InVenture Partners Сергея Азатяна, совладелица «Русмоды» Оксана Лаврентьева и бывший вице-президент Газпромбанка Анатолий Милюков. Эта сделка завершила серию крупнейших контрактов по смене владельцев в этом году.

В апреле 2015 года бывший владелец издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев купил 33% газеты «Ведомости». Ранее этот актив принадлежал финской компании Sanoma. Вместе с «Ведомостями» господин Кудрявцев приобрел газету The Moscow Times. В ноябре господин Кудрявцев сообщил, что выкупил оставшиеся акции газеты «Ведомости» у Dow Jones и FT Group и стал ее стопроцентным владельцем. При этом менеджмент редакции не изменился.

Осенью 2015 года издательский дом Axel Springer, куда входят, например, журналы GEO, «Gala Биография», Forbes, OK!, перешел в собственность владельца Artcom Media Александра Федотова. Бизнесмен издает журналы L'Officiel, SNC. Новый владелец сменил гендиректора Axel Springer. В 2016 году некоторые издания холдинга перестанут выходить в России. Речь идет о GEO и «Gala Биография» — их лицензии на выпуск закончились.

В декабре 2015 года холдинг ЮТВ Алишера Усманова согласовал покупку 75% акций «СТС Инвестментс» — одного из совладельцев «СТС Медиа». Около 40% акций холдинга принадлежит шведской MTG Group, 25% — кипрской Telcrest миллиардера Юрия Ковальчука. Предполагается, что в начале 2016 года «СТС Медиа» также выкупит свои акции у MTG Group.

Как отмечают эксперты и журналисты, из-за нового законодательства владельцами медиахолдингов становятся лояльные власти бизнесмены. Это может отразиться на редакционной политике СМИ, считает директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов.

«Надо понимать, что через год мы будем иметь парламентские выборы, и здесь есть определенный политический момент, когда освобождающиеся активы, которые продаются у зарубежных совладельцев, будут переходить, скажем так, политически правильным коммерческим структурам. Эта тенденция, очевидно, сохранится в первой половине года. Наверное, будут и исключения, такие как "Эхо Москвы" — наверное, им удастся сохранить свою редакционную политику, а в тех, где нет былой славы, такого боевого журналистского коллектива, вероятно, будут более существенные изменения», — прогнозирует Самохвалов в эфире «Коммерсантъ FM».

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции, из-за требований к владельцам СМИ в этом году в России закрылись около 10 изданий. Всего рынок потерял около 3 млрд руб.

Георгий Устинов

 

Источник: Коммерсантъ FM

Оригинальный заголовок: «Работать на российском рынке все равно интересно»

Похожие новости: «50% падения рынка рекламы в печатных СМИ — результат деятельности нашего законодательства», — Сергей Моисеев, СИ ГИПП