Маркетплейс как перспективный канал продвижения издательской продукции

Создано 30.07.2021

Интернет-торговля прочно обосновалась в жизни каждого современного человека, что в особенности стало заметно в период пандемии Covid-19, когда большая часть населения была вынуждена соблюдать режим самоизоляции и адаптироваться к новым реалиям. Так, большую популярность в наши дни приобрели различные интернет-магазины и так называемые «маркетплейсы», позволяющие гражданам не выходя из дома покупать самые разные товары широкого ассортимента.

Со временем каждая крупная торговая сеть в обязательном порядке включила размещение товаров на ведущих маркетплейсах в свою маркетинговую политику.  И печатная пресса не осталась в стороне – 21 июля генеральный директор АО «Татмедиа» Шамиль Садыков заявил о намерении расширить присутствие медиакомпании на популярных в Республике интернет-площадках, среди которых как местный проект KazanExpress, так и крупнейшие российские интернет-магазины – Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет». Остановимся на них подробнее и попытаемся выяснить, что собой представляет торговля на «маркетплейс» и как ее осваивают ведущие издатели газетно-журнальной периодики России.

Маркетплейс (online marketplace) – это электронная торговая площадка, на которой предлагаются разнообразные товары. В сущности, это своего рода каталог, или посредник между потенциальным покупателем и магазином-продавцом, где первый вместо долгих поисков может в одном месте собрать и сопоставить продукцию разных магазинов, ознакомиться с отзывами других покупателей и принять взвешенное решение о наиболее выгодной покупке. Здесь напрашивается аналогия с привычным потребителю гипермаркетом с разницей лишь в том, что ассортимент маркетплейса не испытывает физических ограничений реального магазина и способен вместить в себя миллионы товаров и услуг.

Одним из самых популярных маркетплейсов, который на сегодняшний день не только освоился на российском рынке, но и активно развивает продажи за рубежом, является основанный в 2004 году Wildberries. Несмотря на то, что сегодня ассортимент Wildberries включает в себя широкий круг самых разнообразных товаров, изначально проект задумывался как интернет-магазин модной одежды и обуви. Именно поэтому по популярности в сегменте «журналы» здесь до сих пор лидируют женские издания для досуга, которые составляют большинство журнального ассортимента в каталоге: одежда, обувь, аксессуары и бижутерия дополняются соответствующей периодикой о моде, красоте, кулинарии, домашнем очаге и рукоделии. Конкуренцию им могут составить разве что развивающие и развлекательные издания для детей и сканворды. В топ представленных изданий по популярности входят журналы таких издательских домов как «ИМ Медиа» и «Лев». Сегодня Wildberries имеет хорошую репутацию у сотрудничающих с ним магазинов. Среди главных достоинств площадки её партнёры отмечают надёжность и возможность выхода на международные рынки. Что особенно важно, маркетплейс берёт на себя не только заботы по доставке товара, но и все вопросы, связанные с его рекламой и продвижением. Чему маркетплейс уделяет большое внимание, поскольку прибыль площадки напрямую зависит от прибыли его партнёров. При этом ценой такого сотрудничества, где площадка берет на собственный контроль все прочие вопросы организации и пиара становятся 19% от продаж и 33 рубля за доставку любого товара к покупателю и от него.

Другим известным маркетплейсом является старейший представитель данной ниши в России – интернет-магазин OZON, появившийся ещё в 1998 году. По обороту он входит в тройку лидеров среди всех маркетплейсов страны и имеет более 9 миллионов товарных наименований в ассортименте. Многие издатели активно осваивают или уже освоили именно эту площадку, о чем свидетельствует самый богатый ассортимент журнальной периодики. В подкатегории «Журналы, газеты» здесь можно найти популярные бренды почти всех известных издательских домов отечественного рынка – Hearst Shkulev, Conde Nast, Burda и др. От GQ, Glamour и Tatler до таких изданий как «Вокруг Света», «Домашний очаг» и «Популярная Механика» – изобилием журналов Ozon ничем не уступит самому укомплектованному киоску прессы. То же самое нельзя сказать о газетной продукции, которая почти полностью на этой площадке отсутствует по очевидным причинам, связанным с высокой периодичностью газет. Хотя и здесь необходимо отметить интересный опыт отдельных издателей, как, например, ИД «Комсомольская правда», который выставлял на Ozon оцифрованную версию своей ежедневной газеты. Для каждой категории товара Ozon самостоятельно фиксирует комиссию. С февраля 2021 года площадка заметно снизила размер комиссии на все категории товаров – в среднем в 1,5 - 2 раза. Например, сегодня для товаров из категории «книги» (в которую включены журналы и газеты) такая комиссия составляет 15% при 20% в 2020 году. Большее значение имеет доставка товара, стоимость которой зависит от множества факторов, включая его размер, вес и склад (собственный или склад Ozon). Для потенциальных партнёров площадка предоставляет возможность рассчитать размер комиссии на специальном калькуляторе.

Относительно молодой интернет-площадкой на российском рынке является основанный в 2016 году «Яндекс.Маркет» (бывший онлайн-магазин «Беру»). Одним из преимуществ сервиса можно назвать огромный ассортимент товаров, в который входит продукция более чем 20 тысяч магазинов, а также удобство пользования площадкой – маркетплейс имеет хорошую навигацию и позволяет не покидая вкладку с товаром сразу ознакомиться с отзывами покупателей и рекомендациями экспертов перед покупкой. Для продавцов на «Яндекс.Маркете» действует своеобразная система оплаты сотрудничества: магазин не платит за размещение своего товара на площадке, но назначает комиссию, которую он готов отдать маркетплейсу в случае покупки его продукции. Интересно здесь то, что продавец лично выбирает, каким процентом он готов поделиться с площадкой в случае продажи, однако размер ставки напрямую влияет на то, как высоко маркетплейс разместит его товар на фоне остальных магазинов в каталоге. Что немаловажно, в отличие от Wildberries и Ozon, «Яндекс.Маркет» не располагает собственными пунктами выдачи, или почтаматами, где клиент мог бы забрать свой товар. Всю продукцию маркетплейс доставляет либо собственной доставкой на адрес покупателя, либо предлагает связаться с самим продавцом. Однако ассортимент газетно-журнальной продукции, предлагаемой «Яндекс.Маркетом», не отличается разнообразием. В соответствующей категории площадки выбор периодики представлен крайне скудно и, за исключением продукции издательского дома Burda, представляет собой редко обновляемые и разрозненные журналы. Большинство же крупных издателей с данной площадкой не сотрудничает.

Перечисленные маркетплейсы на сегодняшний день составляют тройку крупнейших площадок, где есть возможность выставлять на продажу газетно-журнальную продукцию. Как видно из анализа, несмотря на одинаковую концепцию онлайн-витрины, все представленные выше площадки имеют ключевые различия не только в вопросе доставки до покупателя, но и в части сотрудничества продавца и маркетплейса. В целом важно отметить то, что издательское сообщество активно осваивает данное направление торговли и выверяет для себя наиболее удобные каналы, отсекая те, где размещение товара, по их мнению, является нерентабельным. Однако применяется данный опыт лишь небольшой группой крупных издательских домов. В то время как среди сравнительно небольших игроков газетно-журнального рынка данная практика применяется достаточно редко, несмотря на то, что подобный канал распространения за счет небольших затрат мог бы обеспечить дополнительный доход издателю. В целом торговлю периодической печатью на площадке маркетплейс можно назвать недостаточно изученным, но довольно перспективным направлением розничной продажи прессы.

Экспертная группа Исполнительной Дирекции СППИ ГИПП