Магазины будущего. Российский ритейл взял курс на ЗОЖ и роботов

Создано 27.03.2020

Проходящая раз в три года международная выставка EuroShop призвана впечатлять ритейлеров. На нынешнем форуме, который успел до карантина состояться в Дюссельдорфе, представителей российских розничных компаний удивить было сложно. 

Отечественные торговые сети, поставленные в жесткие условия оптимизации и постоянной борьбы за покупателя, находятся на острие инноваций. Как говорит сооснователь сети Fix Price Сергей Ломакин, наши ведущие игроки рынка могли бы сами привезти экспонаты на эту выставку и провести мастер-классы по самым актуальным тенденциям в продуктовом ритейле. 

Справка:Сергей Ломакин — российский бизнесмен, предприниматель и меценат. В 1997 году окончил Государственный горный университет в Москве. В 2003 году закончил Академию народного хозяйства. Решив не останавливаться на достигнутом, получил степень MBA. В 2007 году Сергей Ломакин в созданной совместно с зарубежными инвесторами инвестиционной компании возглавил направление по организации в России новых стартап-проектов в ритейле и инвестированию в существующие проекты. Такими проектами стали «Modis», «Fix Рrice», «ЦентрОбувь». В декабре 2007 года при непосредственном участии Ломакина Сергея был открыт первый магазин сети магазинов «Fix Price». 

За здоровьем в магазин 

Первый тренд, который сегодня обеспечивает приток покупателей в магазин, — акцент на здоровом и правильном питании. Как замечает Сергей Ломакин, в России, как и во всем мире, растет число торговых точек, где представлены в большинстве своем продукты категории « фреш » — у которых сроки хранения измеряются несколькими днями. Тренд на ЗОЖ и, в частности, на здоровое питание стал набирать популярность в 2010-х. В глобальных масштабах с такими форматами довольно успешно экспериментировали английские супермаркеты Tesco, Waitrose и Asda. 

Согласно данным института маркетинговых исследований GfK, которое проводилось в конце 2018 года, более 80% жителей нашей страны отметили здоровье и бодрость главными личностными ценностями. И эта цифра выше, чем в среднем по миру (64%). При этом 58% россиян совершают даже ежедневные покупки с оглядкой на правила ЗОЖ. 

Аналитики уверены, что доля таких потребителей будет только расти. В первую очередь это касается регионов с высоким уровнем заработной платы и большой популярностью здорового образа жизни — Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и городов-миллионников. 

« Этот потребительский тренд уже привел к тому, что и премиальный сегмент, и лоукостеры наращивают ассортимент свежих продуктов, вводят на полку “био” и органическую продукцию. Аналогичное расширение ассортимента мы видим в “Перекрестке”, “Ашане” и других сетях, — констатирует Сергей Ломакин. — Известно, что с товарами категории “ фреш ” сложно и дорого, но современные IT-инструменты, автоматизированный учет и распродажа товаров с истекающими сроками хранения — и долю списанию удается существенно снизить » . 

Конец гигантомании 

Еще один покупательский тренд, который активно используют успешные ритейлеры, — отказ от торговых точек большого формата. Этот курс взяла X5 RetailGroup, которая закрывает большинство торговых точек своего самого большого формата « Карусель » , а оставшиеся переделывает в DarkStore только для обслуживания онлайн-заказов клиентов. Одновременно наращивает число универсамов формата у дома « Пятерочка » — в декабре 2019 года торговая сеть открыла 15-тысячный магазин. 

« С одной стороны, покупатель устал от гипермаркета, до которого сложно добираться, особенно в условиях мегаполиса, в котором нужно провести половину выходного дня и где его часто настигает паралич выбора, потому одной вареной колбасы могут быть десятки видов, — объясняет Сергей Ломакин. — Сегодня выигрывает компактный универсам в шаговой доступности, где жители микрорайона могут совершать небольшие покупки 2-3 раза в неделю » . 

В магазин за чашкой кофе 

Рост числа торговых точек также связан с тем, что ритейлеры откусывают клиентов от других рынков. По мнению Сергея Ломакина, новой нефтью для торговых сетей стал кофе. « По крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге в магазинах сейчас можно встретить небольшие кофе-поинты, автоматизированные для приготовления напитка навынос или в виде небольшой кофейни с посадочными местами » , — отмечает бизнесмен. 

Пионером по объединению ритейла и общепита среди российских торговых сетей стала «Азбука Вкуса», которая в супермаркетах и мини-маркетах «АВ Daily» открывала кофе-поинты. Три года назад столики появились в «Перекрестках». 

Сейчас для сети это уже обычное дело, и каждый клиент приносит в среднем 160-320 рублей. Особенно востребованным такой формат становится в столице и мегаполисах, где культура приема пищи вне дома и еда на ходу развита достаточно сильно. Для торговых точек добавление элементов кафе будет способствовать росту трафика и числа пробиваемых чеков. 

Сила — в технологиях 

Постоянные инновации — еще один тренд, набирающий силу. Последние технологические новинки от пионеров российского ритейла — магазины без персонала (в них роль продавцов исполняют сами покупатели), внедрение системы распознавания лиц и товаров, установка автоматических касс и роботизированная проверка витрин. 

« Сегодня вести розничный бизнес, не используя IT-инструменты, невозможно. Ритейлер должен учиться применять нейронные сети, чат-боты, роботов, виртуальных помощников » , — подчеркивает Сергей Ломакин. 

Технологии становятся основой коллаборации различных игроков рынка: платформу, разработанную « Вкусвилл » , используют торговые сети, входящие в X5 Retail Group, который, в свою очередь, становится поставщиком микросервисов для своих партнеров. 

Именно ритейлу принадлежит лидерство по внедрению инноваций на российском рынке. Чуть менее половины игроков розничного рынка применяют технологии искусственного интеллекта и другие высокотехнологичные инструменты, а их инвестиции в это направление превышают 45 млн рублей.

Источник: aif.ru