«А граблями можете?» Как журналисты независимой газеты в Мурманской области спасали свое издание во время самоизоляции

Создано 28.07.2020

Апатитская независимая газета «Дважды два» осталась без выручки в месяцы коронавирусного карантина. У редакции не было денег ни на зарплату, ни на бумагу, ни на платежи. Чтобы содержать себя и сохранить издание, журналисты устроились работать дворниками. Как редакция справляется без инвесторов и за счет чего все еще выходит в свет — в материале «7х7». 

Частная газета «Дважды два» издается в Апатитах Мурманской области с 1991 года. Тираж в 2020 году до начала пандемии был 3 тыс. экземпляров, в апреле упал до 1,5 тыс. и сейчас снова постепенно растет. Еженедельник посвящен местным новостями, событиям в областном центре и соседнем курортном городе Кировске, который объединяют с Апатитами промышленность в Хибинских горах, аэропорт и общая больница. Бумажный еженедельник рассчитан на аудиторию 60+ и тех, кто привык покупать местную прессу с 1990-х годов. Остальные горожане читают электронные версии номеров в соцсети «ВКонтакте» и в Facebook. 

Все 29 лет издание развивается за счет рекламы и розничной продажи тиража, сейчас цена экземпляра — 30 руб. У «Дважды два» нет бюджетов ни от администраций, ни от предприятий, подписки тоже нет, так как распространение через «Почту России» повлияло бы на стоимость газеты. Штат редакции — 11 человек. 

Пережить кризис 

21 мая 2020 года на улицу Ферсмана в Апатитах вышли пять новых дворников: редактор городской газеты «Дважды два» Наталья Чернова, директор Ольга Щербакова, репортер Юлия Короткая, дизайнеры Александра Молдавская и Марина Кратко. Главной работой для них на ближайшие две недели стала очистка города от мусора, оставшегося после зимы на тротуарах и детских площадках. Журналисты вынуждены были наняться на общественные работы в период пандемии. 

— Я писала заметку об организации общественно-полезных работ, в том числе для предпринимателей, потерявших доход из-за карантина, — рассказывает Наталья Чернова. — Пока говорила по телефону с центром занятости, мои коллеги начали делать знаки, мол, запиши и нас. Я и записала. Сказала, что можем работать с любыми текстами, дизайном. В центре занятости спросили: «Кисточкой можете? Граблями можете?» Мы сказали: «Можем». Ну и все, на следующий день пошли подписывать договор. Оплата по нему — раз в неделю, люди могли устроиться на месяц, а могли на несколько недель или дней. Мы смогли заработать, чтобы элементарно прокормить себя и семьи, и привели в порядок несколько улиц родного города. Тоже приятно. 

Работа частного СМИ в Апатитах зависит от небольшого рекламного рынка. Во время кризиса редакция «Дважды два» запустила краудфандинговую акцию, но столкнулась с непониманием и осуждением аудитории: «Зачем побираетесь? Работайте сами!» Эту неудачу журналисты восприняли как один из маркеров реальности. Общественные работы оказались более эффективным способом пережить кризис и остаться на плаву. 

Ни под какие проценты 

В период пандемии некоторые торговые точки, в которых продавалась местная пресса, закрылись, а в те, что работали, люди перестали ходить: в начале апреля в Апатитах соблюдали строгую самоизоляцию. Рекламодатели либо приостановили свою работу, либо не нуждались в рекламе. В апреле потери газеты были такими: минус 87% от выручки, минус 40% тиража. Это 250 тыс. руб. 

— Когда у газеты начались серьезные финансовые трудности, мы обратились в Сбербанк, через который наши сотрудники получают зарплату, чтобы получить кредит под 0% или 1%, получили отказ. Обращались в Фонд поддержки предпринимательства Мурманской области для получения кредита под 1%, тоже получить не смогли, так как требуется материальное обеспечение, а у нас только интеллектуальная собственность. Обратились за субсидией в Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области (ФОРМАП). ФОРМАП ответил на наше письмо так: «Вы для поддержки не походите, вам дадим кредит под 4%, если нет налоговых задолженностей». В результате тоже не дали, — перечислила Наталья Чернова. 

В субсидиях и кредитах редакции отказали. Своим трудом заработали больше 

Журналисты из Апатитов попросили правительство России включить издание газет в федеральный список отраслей, наиболее пострадавших от вируса. Их письмо перенаправили в Минэкономразвития РФ. В апреле, когда в период пандемии город закрыли на выезд и на въезд, Наталья Чернова написала письмо омбудсмену по правам предпринимателей в Мурманской области Елене Тихоновой. Она добилась, чтобы вид деятельности газеты признали пострадавшим на региональном уровне, на федеральном это случилось только в конце мая. 

Редакция получила финансовую помощь от государства 2 июня — по 27899 руб. на пятерых штатных сотрудников. То есть всего 139495 руб. Этими деньгами редакция оплатила аренду помещения (26 тыс. руб. в месяц), печать и налоги. 

Газета выходит, но редакции нужны деньги. В первую очередь, чтобы выплатить зарплату коллективу, рассчитываться с поставщиками и арендатором, обновлять технику и необходимые для работы программы. 

Как выйти в печать 

С 1 по 5 апреля печатный выпуск газеты «Дважды Два» не вышел: журналисты, так же как и весь город, сидели на строгой самоизоляции. Часть читателей воспользовалась электронной версией и группой в соцсети «ВКонтакте». Пожилое население взволновалось: когда потребность в информации высока и социальное напряжение растет, они остались без газет. 

— Мы пропустили один номер из-за юридического казуса: как СМИ выходить мы могли, а работать как ООО — нет. Дело было в распоряжении [губернатора]: работать могут только те предприятия, которые включены в список производящих «жизненно важные товары». Газеты туда не включили. Через неделю газеты в списке появились, но нам было сказано: «Работайте на удаленке». Но бумажную газету на удаленке сделать невозможно. Пришлось писать дома, а в офисе появляться не больше чем по три человека одновременно, — говорит Наталья Чернова. 

Губернатор Мурманской области одним из первых ввел строгие ограничения: самоизоляция для граждан (выходить можно было только в магазин, в аптеку и на прогулку с собакой не дальше чем на 100 м от дома), нерабочие дни до особого распоряжения для всей сферы услуг, включая стоматологии. Апатиты закрыли на въезд для иногородних. Ежегодно зимой и весной через аэропорт в Апатитах на горнолыжный курорт Кировска приезжают тысячи туристов. С февраля по апрель здесь высокий сезон, на него частные предприниматели возлагают большие надежды: почти весь малый бизнес в Апатитах — это бытовые услуги и сервисы, многие из которых существуют за счет туристов. 

Пандемия — не первое испытание для печатных изданий. Впервые газета «Дважды два» столкнулась с финансовыми проблемами в 2014 году, когда курс евро вырос до 100 руб. Этот кризис пережили не все рекламодатели «2х2». Редакция лишилась части доходов. Чтобы компенсировать упущенную прибыль, руководитель сдал на металлолом старую типографию. В 2017 году умер главный редактор и учредитель «2х2» Игорь Дылёв. Редакция продолжала работать. 

Но самая острая проблема для газет и в Апатитах, и в области в целом — распространение. Газетные киоски в Мурманской области практически ликвидированы. Активной торговлей, в том числе и корреспонденцией, занимаются федеральные ритейлеры. В Мурманской области так и не смогли договориться с крупными сетевиками о продаже тиражей местных газет. Только «Евророс» (мурманская региональная торговая розничная сеть) пошел навстречу, с «Магнитом», «Пятерочкой» и «Дикси» переговоры идут сложно. В итоге местную прессу на реализацию принимают только четыре супермаркета из 19. 

Независимая газета в провинции 

В мае 2020 года газете «Дважды два» исполнилось 29 лет. Все эти годы она была частной и принадлежала работающим в ней журналистам. Авторы рассказывают об успехах горожан и собирают общественную помощь. Они поддерживают даже крошечный бизнес — кому-то из рекламодателей дают большие скидки, а о ком-то вообще пишут бесплатно. Редакция публикует объявления от муниципальных предприятий и официальную информацию (причем бесплатно) от администрации города, прокуратуры, полиции и МЧС. 

Наталья Чернова утверждает: 

— Мы писали интересно и весело. Наши областные и столичные коллеги часто ставили нас в пример, говоря: «Независимая пресса существует даже в провинции!», и гордились нами. 

Мы никогда не имели инвесторов, не защищали ничьих интересов, кроме интересов горожан, работали исключительно аккуратно в соответствии с законом о СМИ и этическими правилами. 

Городскую газету «Дважды два» знают и за рубежом: коллектив редакции активно участвует в деятельности журналистского сообщества «Баренц-пресс Интернешнл» и входит в правление организации. «Баренц-пресс Интернешнл» — международная профессиональная сеть Баренц-региона, объединяет журналистов из Норвегии, Швеции, Финляндии и России. 

Пессимистичный сценарий 

Наталья Чернова убеждена, что, если у тебя нет инвестора, в маленьких городах перевести бумажные газеты в электронный формат полностью не получится, потому что рекламный рынок слабый, а система донатов не работает: 

— В прошлом году я была на двух семинарах про переход в интернет. Везде слышала одно и то же: электронное СМИ — это здорово, но где брать деньги — неизвестно. 

Совет такой: хотите уйти в интернет — ищите себе бизнес, который будет вас содержать. То есть зарабатываешь дворником — пишешь в электронное СМИ. 

Если газета закроется, то горожане останутся без части печатных местных новостей (кроме «Дважды Два» в Апатитах есть еще муниципальная газета), муниципальные организации потеряют возможность публиковать распоряжения, приглашения на встречи и отчеты, горожане останутся без площадки для обмена частными объявлениями, не будет возможности просить о помощи при тяжелых болезнях (газета долгие годы сотрудничает с фондом «Наше будущее»), предприниматели не смогут размещать рекламу. 

— Что потеряем мы? Отправимся на биржу труда, а с учетом нашей в целом гуманитарной профессиональной деятельности простоим мы там, а значит и на государственном обеспечении, долго. Ведь, как мы поняли из нашего майского опыта, работу предлагают в первую очередь физическую: красить, подметать, укладывать плитку, пилить и копать. Тем, кто грамотно пишет или занимается визуалистикой, рассчитывать особенно не на что, — считает Наталья Чернова. 

Местные предприниматели еще в мае вместе с депутатами, ответственными за предпринимательский сектор, устроили в Skype конференцию. Поговорили и разошлись: каждый понемногу восстанавливается, кому-то разрешили открыться с ограничениями, кто-то, как, например, кинотеатр «Полярный» или детский клуб «Счастливые родители», все еще ждет «отмашки». 

По словам редактора газеты, после всех ограничений еще неизвестно, сколько предпринимателей останется в Апатитах. Не только потерян туристический сезон — снизилась потребность местных жителей в услугах: кто-то экономит деньги, кто-то продолжает соблюдать самоизоляцию. Количество закрытых магазинов и надписей «Сдается в аренду» огромно. Наталья говорит: предпринимательство на Крайнем Севере рождалось с огромным трудом, а умерло «от вируса» в одночасье.

Источник: 7x7-journal.ru