Издатели оценили ситуацию на региональных медиарынках

Создано 08.12.2020

В ноябре 2020 года Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) провел очередной опрос среди российских редакций, чтобы понять ситуацию на региональных медиарынках. Полученные данные АНРИ планирует использовать при обращении в органы федеральной власти.

В опросе приняли участие 36 СМИ из 23 регионов России. Подавляющее большинство их них (83%) — печатные, а также СМИ, выпускающие газету и ведущие новостной сайт.

За полгода с момента публикации последнего опроса АНРИ ситуация немного стабилизировалась: замедлилось сокращение тиражей и падение рекламных доходов, выросла интернет-аудитория изданий. Большая часть участников опроса воспользовались мерами государственной поддержки. Но, несмотря на это, подавляющее большинство редакций были вынуждены сократить затраты за счет урезания зарплат и оптимизации штата сотрудников.

Многие редакции с тревогой смотрят в будущее, полагая, что дальнейшие ограничения скорее всего приведут к банкротству.

1. Ваше СМИ получало в 2020 году государственную поддержку?

Большинство участников опроса (81%) воспользовались мерами государственной поддержки в 2020 году: в основном СМИ получали гранты из федерального / регионального бюджетов, а также субсидии в рамках государственных контрактов и прямые субсидии.

Так, субсидии на выплату зарплаты получили 41% респондентов, 22% — перенесли срок уплаты налогов и срок уплаты страховых взносов, 13% — получили кредит и / или продлили сроки сдачи отчетности.

19% участников опроса не получали государственную поддержку, в том числе из-за неподходящего кода ОКВЭД.

2. Какие меры поддержки необходимы сегодня?

Большинство участников опроса (38%) хотели бы получить прямые государственные субсидии, 28% — оформить льготные банковские кредиты, 26% респондентов уверены, что СМИ необходимы налоговые каникулы.

Еще 6% рассчитывают на налоговую отсрочку, 2% — на гранты и госконтракты.

3. Насколько и за счет чего были сокращены затраты предприятия?

В течение полугода 88% респондентов были вынуждены сократить затраты предприятия. В основном за счет урезания зарплаты сотрудников, оптимизации штата, сокращения тиража и расходов на типографию, а также урезания бюджета на маркетинг и сокращения рабочей недели.

В среднем редакции сокращали затраты на 20-30%, зафиксированы единичные случаи сокращения затрат до 50%.

4. Были сокращения сотрудников, включая тех, кто не в штате?

Больше половины редакций (58%) удалось сохранить коллектив. Остальные провели сокращения: 28% участников опроса сократили штат в пределах 10%; 8% вынуждены были сократить до половины сотрудников. Зафиксированы единичные случаи сокращения штата более чем на 50% (ХМАО — ЮГРА) и наоборот, пополнения (Московская область).

5. Как изменился подписной тираж?

По сравнению с июнем падение подписного тиража замедлилось либо вовсе остановилось: 38% участников опроса не заметили изменений в тираже. У остальных тираж сократился не более чем на треть.

6. Как изменился розничный тираж?

Розничный тираж также стабилизировался: 32% респондентов не заметили изменений в тираже, у остальных розничный тираж сократился не более чем на треть.

7. Как изменились доходы от рекламы?  

Падение доходов от рекламы по-прежнему фиксируют большинство участников опроса (80%). Впрочем, динамика падения замедлилась: 57% респондентов отметили снижение доходов от рекламы на треть. Впрочем, в Краснодарском и Пермском краях, Московской и Свердловской областях зафиксированы случаи снижения доходов от рекламы на 80% и более.  

8. Оцените доходы от других видов деятельности (издательская, организация мероприятий, проектная работа и пр.)? 

Сокращение доходов от дополнительных видов деятельности отметили 64% редакций. Среди них большинство столкнулись со снижением доходов на 30%.

9. Хоть где-то заметен рост?

79% участников опроса не заметили роста доходов по отдельным направлениям деятельности, остальные указали, что немного выросли доходы от спецпроектов, рекламы в Интернете и соцсетях.

10. Оцените вашу аудиторию? 

83% участников опроса отметили рост аудитории за время пандемии, преимущественно за счет пользователей соцсетей (66%) и сайта (17%).

«Рост был в диджитале в апреле-мае, с июня стабилизировался. Монетизировать данный рост не удалось», — отмечают сотрудники редакции в Вологодской области.

11. Мнения

Многие респонденты отмечают падение всех доходов из-за экономии читателей и рекламодателей. В результате редакции попадают в сложную экономическую ситуацию, на редакторов давит неопределенность, сотрудников страшат негативные прогнозы. Часть респондентов уверены, что продление ограничений приведет к банкротству изданий.

Впрочем, некоторые участники опроса характеризуют ситуацию как сложную, но интересную.

Республика Саха:

Если пандемия продлится еще полгода, то речь может пойти только о приостановлении выхода изданий, или закрытия. Региональные печатные издания — это профессиональные редакции с качественным контентом, им доверяет и читает глубинный народ страны. Они, как атланты, держат своими руками в незыблемости информационную среду страны, каждый на своем месте. Пусть правительство поддержит социально значимые издания. Субсидии по зарплате многих спасли от банкротства. Даже субсидирование 50% зарплаты в течение 2021 года здорово выручит. Конечно, издания должны иметь соответствующий тираж, аудиторию в соцсетях. Надо поддерживать тех, кто работает, несмотря на пандемию. Журналисты сегодня находятся на фронтовых условиях и исполняют свой профессиональный долг честно. 

Краснодарский край:

Региональный медиарынок сильно просел и в условиях пандемии местами проигрывает конкуренцию тем СМИ, которые выживают за счет субсидий из регионального бюджета.

Ростовская область:

Неопределенность ситуации в целом: в политике, в экономике, в социальной сфере.

Кемеровская область:

Люди стали экономить. И экономят они на газетах.

Белгородская область:

СМИ нужно вместе вырабатывать новые возможности для привлечения средств и монетизации

Тверская область:

Критическое падение рекламного рынка и, следовательно, снижение доходов редакций.

Белгородская область:

Сокращение рекламы малого и среднего бизнеса, рост имиджевой рекламы крупных предприятий, снижение информационной активности вследствие пандемии, ограничение допуска журналистов на официальные мероприятия.

ХМАО-Югра:

Ситуация на грани банкротства.

Свердловская область:

Не хочется попадать в зависимость от помощи бюджета (государства), это путь к перерождению СМИ. Балансируем между сохранением возможности работать свободно и просто работать, выживать, сохранить для людей возможность читать о том, что не показывают по нынешнему ТВ.

Источник: www.advertology.ru