Выживет сильнейший. Как изменится рынок печатных изданий Украины после коронавируса

Создано 23.03.2020

После карантина выживут только сильнейшие украинские СМИ, которые предложат качественную журналистику. 

Объявленный украинским правительством карантин из-за коронавируса ускорил переход печатных средств массовой информации (СМИ) в онлайн. 

Какие газеты и журналы исчезнут – ненадолго 

О своем "временном" закрытии заявили ряд газет и журналов. Главный редактор "Нового времени" Виталий Сыч заявил 18 марта 2020 года о приостановке выпуска одноименного журнала. 

"Мы продолжаем сдавать все материалы и все номера и выкладывать их на сайте, но из-за карантина мы и наши партнеры по логистике пока не можем гарантировать доставку печатного номера", – объяснил он на своей фейсбук-странице. Пообещав вернуться к выпуску печатного издания "через несколько недель, как только позволит логистика". 

"Український тиждень" 17 марта тоже заверил своих читателей, что возобновит свой выход сразу же после того, как появится возможность вернуться в точки продаж. Журнал "Фокус" 18 марта сообщил, что приостановил печатное издание из-за карантина в стране. 

"Издательство Украинский Медиа Дом" объявило о приостановке выпуска более полутора десятка изданий на двухнедельный срок. Невозможно ни печатать, ни доставлять, объяснили в компании, которая входит в UMH Group. Она выпускала, в частности, такие журналы и газеты, как "Корреспондент", "ТелеНеделя", "Деньги", "Аргументы и факты", "Комсомольская правда в Украине", "Совершенно секретно", "Футбол", "Экспресс газета", "Телескоп", "Микроскоп", "Теледом", "Гроші", "Телевизор", "ОП!", "За рулем", "Неделька", "Экспресс газета". 

Рынок печатной периодики падал, онлайна – рос 

Ассоциация "Независимые региональные издатели Украины" (АНРИУ) в конце прошлого года провела опрос среди представителей отрасли. Его итоги свидетельствовали, что снижение доходов от рекламы в печатных медиа в течение 10 месяцев 2019 года составило почти 8%. За тот же промежуток времени заработок информационных онлайн медиа увеличился почти 22%. 

Александр Човган, председатель совета директоров АНРИУ, отметил, что если внимательно почитать закон, то карантин с 17 марта будет продолжаться как минимум до 31 мая 2020 года. За это время, уверен он, онлайн-бизнес, в том числе и СМИ, получит новых пользователей. Среди них будут и представители старшего поколения. 

"Сложившая ситуация подтолкнет в хорошем смысле этого слова медиа-бизнес в сторону изменений. Это – позитивный фактор", – отметил глава АНРИУ. 

По его словам, карантин приблизит "смерть бумажных средств массовой информации". "Это факт, что – ускорит, но не факт, что – убьет", – подчеркнул Александр Човган. 

Какие перспективы печатной прессы 

В комментарии для UBR.ua президент Украинской ассоциации медиа бизнеса (УАМБ) Алексей Погорелов напомнил, что прошлой осенью закрылась газета "Сегодня", а в начале этого года – "Зеркало недели". 

В то же время, отметил он, журналы чувствуют себя довольно неплохо, некоторые даже увеличивают тиражи. "Речь, конечно, о нишевых изданиях – не массовых", – подчеркнул руководитель УАМБ. 

По его словам, четко проявился тренд на качественную, конструктивную журналистику – именно такая нужна людям. "Мы это видим в том числе и по тому, как развиваются местные СМИ", – сообщил он. И привел в пример газету "Сільські новини" из Троицкого Луганской области. Издание летом прошлого года увеличило тираж на 30% благодаря первоклассной работе со своей аудиторией. "Они собирали вопросы от людей к власти и обеспечивали качественные ответы на эти вопросы. Рубрика "жизнь общества" стала наиболее востребованной. Поэтому качественная, конструктивная журналистика "рулит", – уверен Алексей Погорелов. 

Он спрогнозировал, что начавшийся кризис создаст мощный спрос на информацию в цифровой форме. "И здесь выигрывают все, кто сможет придумать, как заработать. Потому что пока платить за информацию – не самое популярное занятие в Украине", – констатировал он. Выиграют те руководители и команды в медиа, которые создадут действительно полезные сервисы для своих общин и сообществ, подытожил президент УАМБ. 

Так, главный редактор единственной ежедневной газеты “Вести” Оксана Омельченко уже заявила о запуске нового диджитал-проекта Вести.Люди . 

“С 23 марта мы запускаем адресные email-рассылки и запускаем ежедневные прямые линии с докторами, которые в прямом эфире будут ежедневно отвечать на ваши вопросы. Мы твердо верим, что вирусы, кризисы и даже карантин – это новые возможности. Поэтому мы вернемся сразу после кризиса еще сильнее”, – заявили в редакции газеты “Вести”. 

Валерий Иванов, президент Академии украинской прессы (АУП), настроен не настолько оптимистически. По его словам, с периодикой у нас было все печально и до коронавируса. А сейчас положение такое, "как у пожилых зараженных людей: никто не может предсказать, кто выживет, но все понимают, что многие погибнут". 

Если экономика в пике, то объем рекламы еще больше снизится, предположил Валерий Иванов. По его словам, "пожертвования" владельцев, поддерживающие СМИ "на плаву", существенно уменьшатся или исчезнут вообще. У некоторых – вместе с их основным бизнесом, сделал неутешительный вывод он. "Допандемическая стагнация уже через месяц будет казаться образцом успеха и благополучия", – подчеркнул президент АУП. 

Александр Човган из АНРИУ верит в будущее интернет-СМИ. По его словам, во всем мире проявилась тенденция, когда 2% от общего объема медиа-трафика конвертируется в подписку. "Если это качественная журналистика", – подчеркнул он. 

В качестве подтверждения своих слов он привел The New York Times. "Для нас это пример, что можно зарабатывать $35 млн в месяц чистого дохода от подписчиков", – подытожил председатель совета директоров Ассоциации "Независимые региональные издатели Украины".

Источник: ubr.ua