ИД «Собеседник» о реформировании подписки на прессу

Создано 18.02.2020

11 февраля т.г. получили по электронной почте предложения «Как реформировать подписку на прессу: пять вопросов к Почте России» Н. Лебедева, руководителя направления ВЭД и оптовых продаж ГК «Урал-Пресс».

Спасибо за начатую работу в сфере улучшения подписки на печатную периодику.

Считаем необходимым высказать нашу точку зрения по указанным вопросам:

1.Принимать подписку с любой даты. Аннулировать подписку с ближайшего номера.

Эти два пункта можно объединить в один, т.к. аннулирование подписки – это такая же приемка подписного заказа, но со знаком минус. 

В настоящий момент самым минимальным сроком подписки является один месяц. Услуга по приему подписки с любой даты (номера) доступна и сейчас, если издание выходит 1 раз в месяц. Для изданий с более частой периодичностью (еженедельные, ежедневные) это недоступно, т.к. в каталоге указывается каталожная цена за месяц и в этой цене учитывается стоимость нескольких экземпляров, разорвать месячную цену невозможно. 

Есть ли смысл в изменении данной системы? У каждого издателя есть определенные сроки печати количества тиражей в типографии, эти сроки могут не совпадать со сроками приема подписки – изменения тиража. Кроме того, если подписчик, вдруг, спонтанно, решил аннулировать подписку с ближайшего номера, то он может изменить свое решение, отложить аннуляцию, если эта услуга будет доступна только 1 раз в месяц. Не будет оттока денежных средств, как для издателя, так и для почты.

2.Принимать подписку только на год.

Ограничивать читателей оформлением только годовой подписки – грубейшая ошибка. 

Во-первых, не все граждане имеют возможность оплатить подписку на год из-за серьезной финансовой нагрузки, особенно это касается пенсионеров, многодетных семей, студентов и пр. Возникает риск потери части подписчиков.

Во-вторых, в течение года может возникнуть необходимость поменять каталожные (отпускные) цены издателей по различным причинам (рост цены бумаги, стоимость услуг типографии, аренды помещения и т.д.). Может поменяться конечная подписная цена из-за роста стоимости почтовых услуг. Фиксированная годовая цена на подписку может привести к работе в убыток.

В-третьих, в течение подписного года само издание может закрыться, поменять свои технические характеристики (периодичность выхода, полосность, вес, формат), что повлечет за собой аннуляцию всего подписного тиража и возврат денежных средств подписчикам или необходимость вносить изменения в подписной каталог, неся серьезные дополнительные финансовые затраты. Не нужно забывать и о моральной стороне дела и ответственности перед читателями. Поэтому, имея подписку с меньшим сроком оформления, издатель имеет больше возможностей по принятию решений в отношении судьбы каждого издания.

3.Одно издание одного формата – это один фактически индекс.

Ограничивая прием подписки только по одному индексу, мы лишаем подписчиков возможности получать некоторые льготы, применять различные программы лояльности (для постоянных подписчиков, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т.д.). Неверно было бы усреднять цену подписки и делать ее одинаковой для организаций и физических лиц с различным уровнем дохода. Только применяя различные подписные индексы мы можем разделить подписчиков на различные группы.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что всё предлагаемое по реформированию подписки является малоэффективным и порою даже опасным. Больше внимания нужно уделять сокращению сроков доставки подписки, это самая серьезная проблема, которая заставляет читателей отказываться от продления подписки, ведь не секрет, что розничные тиражи появляются в торговых сетях гораздо раньше подписных. 

Стоит поднять вопрос о возвращении государственной дотации почте, что позволит использовать дополнительные ресурсы на развитие и улучшение качества почтовых услуг по подписке, а главное, позволит зафиксировать стоимость почтовых тарифов, а, как следствие, и подписных цен.

Несомненно, каждый издатель заинтересован в сохранении и приумножении числа подписчиков и использует для этого различные инструменты их привлечения (различные источники оформления подписки, снижение цен, стимулирующие конкурсы и пр.). Для более тесного общения с читателями издателям хотелось бы иметь базу данных своих подписчиков, что позволило бы вести с ними оперативную работу по продлению подписки, оперативному информированию о проводимых акциях и т.д. В настоящий момент эти данные доступны только Почте России.

 

Ирина Дубова, Сергей Цыганов (ИД "Собеседник")