Автор больше не одиночка: почему интеллектуальная собственность есть у каждого

Создано 10.03.2020

Треть цены любого приобретенного продукта приходится на нематериальную часть - технологии и бренд. При этом материальная часть, включающая в себя производственные ресурсы, здания, склады и транспорт, составляет самую малую долю от финальной стоимости товара.

К такому выводу пришли эксперты Всемирной организации интеллектуальной собственности в масштабном исследовании глобального рынка World Intellectual Property Report 2017: Intangible Capital in Global Value Chains. Устройство экономики XXI века лучше всего иллюстрирует "улыбающийся" график smile curve - мы видим, что ценность продукта чаще определяется на стадиях R&D и постпродакшен. Время конвейерного производства Форда безвозвратно ушло. Наступила эра коллабораций - между людьми, корпорациями и странами.

Базовые принципы работы института интеллектуальной собственности складывались не одну сотню лет, начиная с защиты авторов пьес от плагиата до привилегий изобретателям и законов, которые стали прообразом копирайта и патентов. Интеллектуальные права были призваны обеспечить баланс интересов предпринимателей, авторов и общества. Однако с переходом экономики к цифровому формату поменялись методы производства товаров и цепочки добавленной стоимости. Благодаря интернету возникли новые типы авторов и создаваемых ими произведений, сложились принципиально иные рынки и методы потребления контента. Правовые нормы, действовавшие сотни лет, перестали отвечать вызовам времени.

Источник: rg.ru