Александр Оськин: Япония дает пример России в отношении к печатному слову

Создано 16.12.2020

В канун Нового года граждане Японии отправили 2 млрд почтовых открыток с поздравлениями своим родным, друзьям и знакомым. Это примерно по 16 штук почтовых отправлений на каждого гражданина Японии, включая младенцев и престарелых людей.

Такой масштаб движения почтовых открыток является традиционным для этой страны и не ослабевает, несмотря на цифровизацию и массовое распространение девайсов. Надо сказать, что здесь также сохраняется большое внимание к печатным СМИ, которые продолжают иметь огромные тиражи и неплохую экономику. 

Ведущие японские газеты имеют следующие показатели по тиражам:

— Yomiuri Shimbun – 9 млн;

— Asahi Shimbun – 7 млн;

— Mainichi Shimbun – 3 млн;

— Nikkei (Nihon Keizai Shimbun) – 2,7 млн;

— Sankei Shimbun – 1,6 млн.

Важной частью японского издательского бизнеса является уникальная система распространения: около 90% тиража ежедневных газет доставляются читателю на дом. По всей стране существуют агентства доставки утренних и вечерних газет, созданные редакциями для поддержания системы регулярного обеспечения населения печатной прессой. Разносчики в эти агентства нанимаются на почасовой оплате, и чаще всего это студенты и школьники.

Японские издательства активно подстраиваются под нужды клиента и следят за своей целевой аудиторией: делают упор на издания для женщин, продают газеты студентам со скидкой. Сегодня на печатную прессу и ее читателя влияет множество новых факторов, и эти вызовы времени решаются. Важнейшим из таких факторов является мировая цифровизация, и Япония не отстает от остального мира в этом деле, а скорее, идет впереди по многим параметрам. Касается это и деятельности редакций печатных СМИ – они стараются увеличить свое онлайн-присутствие, постоянно наращивая количество цифровых версий изданий. В объеме общей подписки на прессу 50% составляет подписка онлайн.

По данным российских экспертов, работающих в Стране восходящего солнца, правительство этой страны оказывает печатным СМИ косвенную поддержку через систему различных льгот. В частности, несмотря на повышение налогов, потребительский налог для СМИ сохранен на минимальном уровне и составляет 8%. При этом покупка печатных изданий в киоске обходится читателям дороже, поскольку в этом случае льгота не действует. Государством напрямую выделяются средства на специализированные внутрипартийные и министерские газеты. Многие провинциальные города имеют свои собственные газеты, которые зачастую предоставляются жителям бесплатно. Их финансирование осуществляется из бюджетов префектур.

Все это свидетельствует о том, что в России отношение к печатным СМИ, мягко скажем, несколько хуже, чем в Японии. У нас подписка на прессу дороже розницы, налоги и отчисления в различные фонды выше, чем в Японии, поэтому и тиражи печатных СМИ в несколько раз ниже, чем у соседей.

В условиях пандемии, к сожалению, поддержка печатных СМИ и распространителей прессы в нашей стране носила выборочный характер. У меня складывается впечатление, что в новом году мы потеряем значительное число печатных СМИ, которые не переживут обострившихся экономических трудностей. Хотелось бы, чтобы руководители профильного министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций обратили внимание на зарубежный опыт поддержки печатных СМИ, особенно на опыт наших соседей, включая Японию.

 

Источник: echo.msk.ru