Как искусственный интеллект ВКонтакте решит проблемы медиа

Создано 16.10.2017

Нововведения компании должны помочь журналистам и блогерам, но это не точно

В начале октября команда социальной сети ВКонтакте выпустила серию обновлений. Встроенная в ВК нейронная система «Прометей» ищет таланты среди авторов, награждает их «значками» и постоянно думает над тем, что бы такого показать, чтобы аудитория точно посмотрела. ЖУРНАЛИСТ узнал у директора по медийной экосистеме Сергея Паранько детали — и про новинки от ВК, и про будущее СМИ.

О РОБОТАХ

В том, что журналистов в конечном итоге заменят машины, кажется, наступил консенсус. Боты уже генерируют новости, а нарративные алгоритмы составляют конкуренцию художникам.

«У людей творческих профессий есть ощущение, что уже завтра их заменят, и, наверное, лучше пойти водить грузовики. Вот только даже это не поможет — машины начнут водить быстрее вас. В какой-то момент мы сообразили, что интернет попросту поломал культуру», — сыпет откровениями директор по медийной экосистеме ВКонтакте Сергей Паранько.

По его словам, медиа уже проходили подобный этап, поэтому нужно, не паникуя, извлечь максимум из тех инструментов и алгоритмов, что меняют рынок сегодня.

Так, робожурналистика хоть и позволяет освободить нас от рутинной работы и написать новость в несколько строк, но все еще не может создать за человека действительно крутые вещи.

За последний год искусственным интеллектом в СМИ было сгенерировано около миллиарда новостных заметок, но больших «выстреливших» материалов не было вовсе. Чтобы создать что-нибудь стоящее, журналисту все еще нужно подняться со стула, выйти в поле, найти классную историю и рассказать ее людям.

О ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

«СМИ сейчас совсем не про то, как ты сидишь и ждешь подходящего инфоповода, чтобы выстрелить раз в год. Штука в том, что гражданская журналистика — когда я еду и вижу, как трамвай сносит четыре машины, снимаю и выкладываю это в сеть — стала необходимым оперативным контентом и платформой для профессиональных медиа, — поясняет Паранько, — Это и есть тот самый непредвиденный поток, который все мы производим и потребляем ежедневно».

По его мнению, при условии, что гражданская журналистика зачастую остается единственным свидетельством момента-новости, СМИ непозволительно забывать о фактчекинге. По геолокации очень легко определить место происшествия, а первые фотографии с места событий возникают, как правило, моментально.

«Пользователи не давали клятву Гиппократа, что они будут проверять свои новости и факты на правдивость. Когда полтора года назад прошла информация о том, что на Проспекте Мира упал большой военный вертолет, а мы не смогли найти ни одного фото или упоминания об «обломках» в социальных сетях, это было странно. Потом оказалось, что не зря тупили — новость оказалась фэйком, — приводит пример Паранько, — Сейчас просто не может произойти что-нибудь большое и важное без того, чтобы об этом не написали обыкновенные люди».

В СМИ XXI века идет постоянная игра, считает Паранько: кто первый не выдержит и опубликует не на 100% проверенную информацию, тот или всех победит, собрав первые клики, или проиграется в прах, потеряв репутацию.

О МОНЕТИЗАЦИИ

Целевая аудитория, которую можно монетизировать, важнее просто большой аудитории, считает Сергей:

«Лучше иметь меньше подписчиков, для которых ты точно будешь релевантен, но знать, что в тебя будут кидать деньгами, а не помидорами».

ЛУЧШЕ ИМЕТЬ МЕНЬШЕ ПОДПИСЧИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ ТЫ ТОЧНО БУДЕШЬ РЕЛЕВАНТЕН, НО ЗНАТЬ, ЧТО В ТЕБЯ БУДУТ КИДАТЬ ДЕНЬГАМИ, А НЕ ПОМИДОРАМИ

По словам медиаэксперта, интернет-СМИ слишком легко поставили знак равно между пользователем и потребителем, но этим сломали само понятие «деньги». «Да, сначала у тебя есть шанс показать себя, потом появляется известность, а с другой стороны, кушать-то нечего! Именно поэтому многие знаменитости, которые поднялись в начале карьеры на интернет-волнах, ушли затем в классическую сферу», — считает Паранько, который до Вконтакте работал редакционным директором медиапроектов Mail.Ru Group.

Паранько верит в то, что новые возможности ВКонтакте помогут вытащить захлебывающегося потребителя из информационного потока и четко даст понять медиа: где просто читатели, а где деньги.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Каждый день сотни тысяч людей в ВК создают свой и перебрасывают чужой контент из группы в группу. Выявить первоисточник для защиты авторских прав становится почти невозможным.

Отчасти для решения этой проблемы была запущена нейронная система «Прометей», которая отслеживает авторов и оценивает их взаимодействие с пользователями: количество лайков и репостов, вовлеченность и активность на определенных страницах.

Одинаковые посты теперь попросту «схлопываются» в один, а паблики, получившие наибольшее одобрение аудитории, на неделю отмечаются специальным значком верификации от «Прометея».

Интересно, что зачастую система «награждает» не авторов с миллионной аудиторией, а группы типа «Трамваи и анимешные прически» и «Дэвид Боуи и салатники».

«Хочется, чтобы информационный пузырь лопнул, но при этом стал индивидуальным. Пока в интернете для вас кто-то неправ, все хорошо», — уверен Сергей Паранько.

Теперь искусственный интеллект ВКонтакте контролирует ленту новостей и страницу «Рекомендации». Умная лента делает ежесекундный прогноз, что вы хотите и можете посмотреть в данный момент.

Она понимает, достаточно ли у пользователей технических возможностей и в случае плохого соединения оставит объемные посты (например, с видео) «на потом». А еще — выбирает подходящее время для того или иного типа информации — например, учитывает, смотрите ли вы футбол ночью или утром.

Как считают разработчики, при таком подходе ВКонтакте не только разрывает «информационный пузырь» и становится более «личным», но и «соединяет интересы человека с контентом», позволяет систематизировать аудиторию и дать каждому свое: авторам — рекламу и заработок, пользователям –—передышку от информационного шума и хлама.

РЕБЯТА, КОТОРЫЕ В РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАЦИЯХ ИГРАЮТ УМЕРШЕГО МОЦАРТА, ТОЖЕ ХОТЯТ НА ЧТО-ТО ЖИТЬ

Для повышения релевантности и удобства, интеллект научили определять содержание постов по содержанию текста и изображению на фото. Например, картинка с Формулы-1 будет расценена в виде кода «едет машина + машина спортивная», после чего страница будет показана в первую очередь пользователям с соответствующими интересами.

Что же касается ограничения на бесплатную фоновую музыку, то, раз подписка и система пэйволл постепенно становится нормой и в традиционных СМИ, социальные сети тоже не могут избежать замкнутого круга. Сергей объясняет это так: «Ребята, которые в различных вариациях играют умершего Моцарта, тоже хотят на что-то жить, а пользователи, которым все это порекомендует «Прометей», — их слушать».

Ольга Минеева

Источник: Журналист.