Консолидация — залог успешного развития «Почты России». Итоги открытой дискуссии в ВГТРК

09.04.2013

Рынок почтовых услуг в России развивается стремительно и «взрывоопасно» — количество писем и посылок, которыми обмениваются россияне с «международным сообществом» ежегодно увеличивается на 100%, т.е. вдвое, а рынок внутренней корреспонденции — на 15%. За три последних года это суммарно — 345%. Чем не взрыв, чем не скачок?!

Любой владелец частного бизнеса лишь радостно потирал бы руки — какой спрос на услуги! Какое количество заказов! Какие перспективы! Какой доход! Однако для государственного предприятия ФГУП «Почта России», обвязанного по рукам и ногам ограничениями и обременениями со стороны государства, вынужденной каждое свое бизнес-предложение утверждать «наверху» по нескольку месяцев, такой взрыв потребительского интереса скорее похож на лавину, которая внезапно сдвинулась с вершины горы и грозит смести на своем пути все, что встретится.

Об этом и говорили 4 апреля в пресс-центре ВГТРК во время открытой дискуссии на тему качества почтовых услуг. Специально для государственных чиновников, также прибывших на обсуждение, тему обсуждения назвали так: «Качество почтовых услуг в России», и от себя добавили: «Особенности российской логистики». Дискуссия стала продолжением диалога, начатого на IV Евразийском транспортно-логистическом форуме «Барьеры и точки роста для транспортной инфраструктуры России», и также касалась факторов, которые можно назвать сдерживающими для развивающегося «бешеными» темпами рынка дистанционной торговли.

Политики, эксперты, представители общественных организаций и бизнесмены размышляли о том, что и как здесь можно сделать.

Так что же делать?

«Искать помощи у местных властей», — резюмировал Алексей Митрофанов, Председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, сделав для своего совета соответствующую прелюдию.

«Современная почта — это комплекс дополнительных услуг, от финансовых до государственных, — сказал он. — Она выполняет важнейшие социальные функции, объединяет страну и поэтому стратегически важна для государства. Однако высокий износ инфраструктуры федеральной почтовой связи, устаревшая технологическая база и высокая доля ручного труда сдерживают переход отрасли на новый качественный уровень. А в условиях резко возросших объемов ежедневный труд работников почты начинает граничить с героизмом и самопожертвованием».

В этом месте эмоции захватили парламентера и, отбросив деловую лексику, Митрофанов сказал, что думал: «Тем почтовым отделениям, где тяжело, нужно искать помощи у местных властей и отделений партий».

Хороший совет — скажете вы, особенно от «государева человека», и будете неправы: Алексей Митрофанов сообщил, что взял под личный контроль обсуждение и принятие Закона о почтовой связи в России, который способен решить проблему в корне. Если, разумеется, будут учтены мнения профессиональных сообществ, экспертов, граждан России и, особенно, журналистов, многие годы занимающихся освещением этой проблемы. Поэтому так важно организовать максимально широкомасштабное обсуждение предстоящего закона в обществе.

«По нашим ожиданиям, в апреле будет внесен законопроект о почтовой связи. Он касается огромной отрасли, в которой работают сотни тысяч человек и мы, как законодатели, относимся к принятию этого закона с большой ответственностью», — указал Алексей Митрофанов.

Модернизировать существующую инфраструктуру?

Позицию Алексея Митрофанова поддержал и Александр Тимофеев, руководитель дирекции по организации производственных процессов ФГУП «Почта России». Он остановился на проблеме, без решения которой любые обсуждения останутся просто обсуждениями, — проблеме модернизации и переоснащения всей национальной инфраструктуры почтовой связи. Без этого, ни о каком развитии рынка дистанционной торговли не может быть и речи, подчеркнул Александр Тимофеев как представитель профессионального сообщества работников почты.

«Сегодня наступил переломный момент. Существующая инфраструктура изношена на 60% и уже не может качественно обслуживать лавинообразно растущий поток посылок с товарами. И это неизбежно станет тормозом дальнейшего развития дистанционной торговли в России, если мы не решим эту проблему. У нас большой нереализованный потенциал, однако, нужны серьезные инвестиции в инфраструктуру федеральной почтовой связи для того, чтобы обеспечив требуемый уровень качества, стимулировать рынок и догнать развитые страны по такому показателю как количество посылок на душу населения в год. Этот вопрос системный и решаться он должен системным образом», — указал Тимофеев в своем выступлении.

Или создать альтернативную инфраструктуру?

Выйдя на обсуждение темы возможного появления альтернативной инфраструктуры, участники дискуссии тут же усомнились, что это вообще возможно. Во всяком случае, если думать о масштабах структуры, аналогичной государственной системе федерального оператора.

«Тогда, может быть, привлечь частные инвестиции?», — задались логичным вопросом присутствующие. Пришло время сказать слово бизнесменам, и они остудили жар дискуссии «холодным душем» своих аргументов.

«Крайне затратное и долгосрочное мероприятие», — резюмировали они, — «Причем, без ясных перспектив по возврату инвестиций».

Но, в общем, представители бизнеса, имеющие собственный опыт в создании системы логистики, конечно, поддержали необходимость модернизации почтовой логистики. Она необходима — двух мнений не может быть.

Так, Нина Могилевская, директор службы доставки OZON Holdings отметила: «Мы заинтересованы в развитии почты в России, так как видим в этом перспективу развития и расширения нашего бизнеса на всей территории страны».

Однако, по словам Могилевской, чтобы построить доступную по цене, эффективную по сути и оперативную по скорости систему доставки товаров населению такой большой страны, как наша, недостаточно просто обновить парк машин «Почты России» или автоматизировать сортировку. Чтобы система работала эффективно, считает она, нужно стратегическое взаимодействие между всеми участниками этого процесса: стремительно развивающейся электронной коммерции, государства, транспортных и логистических компаний.

 «Возьмемся за руки, друзья!»

Об том, что, только «навалившись всем миром», можно сдвинуть с мертвой точки перегруженный письмами и посылками почтовый «воз», говорил и Глеб Шуклин, заместитель руководителя отдела стратегических разработок Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Он отметил: «Очень важно, чтобы национальный оператор больше работал с субъектами рынка, собирал и анализировал обратную связь в постоянном режиме. Уверен, что в одиночку не решить такую масштабную проблему. Оперативная доставка товаров по всей стране, продуманная логистика почтовой инфраструктуры, гарантии качественного сервиса на “последней миле” — все это является залогом успешного роста бизнеса, но не может быть проблемами только “Почты Росси”. Поэтому только в связке государство, бизнес, “Почта России” можно получить заметные сдвиги в росте электронной торговли».

 Наш подвиг не останется безвестным

С интересом участники дискуссии выслушали небольшой доклад, подготовленный представителем главного «держателя» информации по общественному мнению в России. Руководитель отдела бизнес-исследований ВЦИОМЭлла Борисова сказала , чтонаши граждане демонстрируют лояльное отношение к «Почте России» и замечают изменения: «В прошлом году наши независимые исследования проводились по 10-балльной шкале. Удовлетворенность потребителей качеством “Почты России” достигает 7 баллов. Это говорит о том, что мы понимаем, что такое почта, что от нее ожидать и за какие деньги. Мы также измерили оценку близости “Почты России” к идеалу. Это — 5,7 баллов. Это также говорит о том, что пользователи почты увидели изменение качества обслуживания. Да, повышение качества небыстрое, но оно стабильно происходит».

В сухом остатке

В итоге, участники дискуссии пришли к заключению — нужна консолидация усилий. От законодателей — адекватный закон, от бизнеса и правительства — конкретные действия по решению хотя бы части инфраструктурных проблем. Что важно — без ущерба для социальной составляющей (пенсионеров, бюджетников, малообеспеченных жителей маленьких городов и деревень).

И все же, совсем без государственной поддержки не обойтись. Развитие такого огромного, разветвленного по всей стране и потому стратегически важного для России предприятия, конечно, должно финансировать государство. На этом сошлись мнения всех людей.

Елена Богданова, «Почта России»

 

Источник: PlanetaSMI.RU

Теги: