|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Ваше мнение

Из каких средств можно осуществлять поддержку доставки подписных изданий населению?

Прямой эфир

Что может предложить журналистика детям, воспитанным гаджетами

Своими соображениями по этому поводу делится эксперт проекта «Золотой фонд прессы», старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ Марина Князева

Да и есть ли он, современный мир детства? Его границы повсеместно нарушаются. Впервые в жизнь приходит поколение, которое формируется в густом и непрозрачном «бульоне», выкипающем на сильном информационном огне.

Нужно вывести ребенка из неконтролируемого стихийного плавания по волнам информации, из сиюминутного «хочется», и научить строить собственную систему представлений, мнений, ценностей, умений. То есть вырастить из ребенка не пассивного потребителя, а активного соавтора.

Цель современной детской качественной журналистики — научить ставить задачи — искать ответы — понимать — чувствовать. И именно СМИ становятся инструментом развития ребенка в сетевом контексте.

Детские СМИ, присланные на экспертизу, были очень разными. У каждого издания свое лицо, свои задачи, свои «метки». Обширная география: Екатеринбург, Иркутск, Барнаул, Тюмень, Грозный, Москва. И каждое нашло свой особый путь в мир современного детства.

Я разделила методологию построения пути в этих изданиях на два типа: издание как проект и издание как событие. Событийность — общая платформа журналистики: «взрослые» СМИ исследуют события, «детские» — сами становятся ими.

«САМИ» — детско-юношеская газета в Алтайском крае — делается целиком или почти целиком усилиями подростков, которых объединил Барнаульский городской детско- юношеский центр. Дети, в основном ученицы старших классов, пишут серьезно и вдумчиво. Одно из удачных изобретений газеты — проведение журналистского пленэра. Группы выезжают на место и там учатся отражать увиденное в журналистских материалах. Это газета-клуб, газета-мастерская, она идет по пути внередакционной работы для объединения вокруг себя подростков города, систематизируя мир через проект и событие, пробуждая в детях творческую реакцию.

«СВЕРХНОВАЯ ЭРА», Екатеринбург, — более скромная газета, притулилась при взрослом издании, но и она ставит перед собой весьма значимые задачи — формирование того, что издавна называлось «творческая личность».

При газете работает ЛУНА — «Лаборатория Уникальных Навыков». Авторский состав «СверхНовой эры» разнообразен: подростки, взрослые, студенты факультета журналистики УрФУ.

Иркутский журнал «ВОТ ЭТО ДА!» — просветительской направленности. Как правило, номер начинается с того, чем классические СМИ заканчиваются, — рекомендацией книг для прочтения. Привлекает внимание не только к новинкам, но прежде всего к мировой классике, и не только приключенческой. Здесь находится место и журналистским экспериментам (журналистка редакции влезла в шкуру школьника и попыталась сдать ЕГЭ), и рассказам о героях, и истории родных мест. В непосредственной, живой, красочной форме газета рассказывает о профессиональной ориентации, людях разных профессий.

Московское издание «ПОНИМАШКА» — калейдоскоп заданий и игр с развивающим контентом. Очень удачна модель журнала: каждый номер — это тематическое целое, путешествие в тему. И хотя позиционируется как подготовка к школе, может быть интересен и более взрослой аудитории. Он не только информирует, но и систематизирует знания, впечатления, навыки с помощью героини издания — любопытной и нежной пони Машки.

Близок к «ПониМашке» его собрат по методике — «КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ», у них и родители общие — издательство «Открытые системы», Москва. Проект «Золотой фонд прессы» проводит конкурс детских изданий «Маленький принц». В этом году его победителями стали иркутский журнал «Сибирячок» и газета «Тюменские непоседы».

Проект «Золотой фонд прессы» проводит конкурс детских изданий «Маленький принц». В этом году его победителями стали иркутский журнал «Сибирячок» и газета «Тюменские непоседы».

«СИБИРЯЧОК» — литературно-просветительский журнал для подростков. Классические литературные жанры соседствуют с  современной журналистикой. Весомый вклад в копилку достоинств журнала — тематический вкладыш-плакат, который публикуется в каждом номере.

В газете «ТЮМЕНСКИЕ НЕПОСЕДЫ» главный персонаж — Егорка, его глазами воспринимается окружающий мир. Значительное место здесь занимают материалы-задания.

Детские издания разных регионов имеют более ярко выраженные отличия, нежели СМИ для взрослых, но обладают целым рядом общих свойств.

Первое — все они качественные, второе — самобытные, третье — направлены на создание игрового развивающего контента, что является задачей высочайшей сложности. Быть доступным и интересным для ребенка, развивать его ум, чувства, волю, оставаясь при этом близким, доверенным другом, сохраняющим тонкую дистанцию между нравоучением и шуткой, моралью и побасенкой, — это требует особого мастерства.

Четвертое — имеют ярко выраженную общественную позицию.

Пятое — все издания именно местные, верные своему краю, городу, региону.

Шестое — многожанровость. Большинство изданий затейливо маневрируют между классическим рассказом и головоломкой, репортажем и картинкой-загадкой, стихом и комиксом, классическим литературным сказом и инфографикой. Здесь они стоят на передовых рубежах современной отечественной журналистики.

Седьмое — аккумулирующие. Многие задания оказываются достаточно сложными, предлагают ребенку концентрироваться и использовать изобретательность, а подчас и знания. И тут на помощь ребенок, конечно, будет привлекать взрослых, без которых ему трудно справиться с заданием. По сути, лучшие детские издания — это издания для семейного чтения.

На память приходят слова, приписываемые К. И. Чуковскому: «Для детей нужно писать как для взрослых. Только лучше».

Источник: ЖУРНАЛИСТ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Архив

<< < Июнь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30