|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Ваше мнение

Из каких средств можно осуществлять поддержку доставки подписных изданий населению?

Прямой эфир

Рост цен на периодику в России в 2012 году побил рекорды предыдущих двух лет

Объем розничного рынка печатных СМИ в стоимостном выражении, несмотря на отрицательную динамику реализованных тиражей, остается стабильным с 2009 года. Потери от снижения тиражей компенсируются ростом цен на печатную продукцию. 

Согласно данным мониторинга розничных цен на прессу, за 2010 и 2011 год рост цен на печатные СМИ составил в совокупности 23%. В 2012 году тенденция подорожания периодики не просто продолжилась, но и усилилась.

Как свидетельствуют последние уточненные данные Росстата, инфляция в стране за прошедший год не вышла за рамки прогнозов и составила 6,6%. Однако цены на прессу значительно отклонились от общего тренда и существенно выросли. За 2012 год розничные цены на периодическую печатную продукцию повысились на 12%.

Следует отметить, что данное подорожание не было равномерным. В первом полугодии распространители прессы прилагали все усилия для стабилизации розничных цен на рынке, не полностью транслируя потребителям имевшее место издательское повышение. Например, цены на женские и мужские глянцевые журналы, деловую прессу и патворки корректировались в среднем только на уровень инфляционных ожиданий. Тем не менее, только за период с января по июнь пресса подорожала в среднем на 6%. 

3-ий квартал стал драйвером роста. За любимое издание читатель в октябре должен был заплатить почти на 5% больше, чем в начале июля. Таким образом, уже осенью 2012 года рост цен на периодику превысил показатели последних двух лет и составил более 11%.

Результаты анализа стоимости периодики в точках продаж за четвертый квартал оказались несколько неожиданными. Несмотря на то что эксперты прогнозировали дальнейший значительный рост цен на прессу, к концу 2012 года цены стабилизировались, а в некоторых форматах продаж даже снизились. В среднем по рынку периодика подорожала не более чем на 1%. Связано это, в первую очередь, было с тем, что издатели, которые до этого ежеквартально пересматривали цены в сторону увеличения, в октябре-декабре действовали по-разному. Некоторые из них продолжили повышать отпускные цены, а некоторые, стараясь сделать свою продукцию доступнее для покупателей, понизили стоимость большинства собственных изданий. Такие разнонаправленные изменения и привели к тому, что в целом рынок не значительно превысил уровень цен прошлого квартала. 

Наиболее заметным оказалось снижение цен на патворки, которые до этого момента непрерывно дорожали. Постоянный выход новых коллекций, а также снижение интереса к «затянувшимся» изданиям привели к насыщению рынка и необходимости стимулировать покупателя. Сделано это было, в том числе, и за счет уменьшения цен в среднем на 9%. В частности, в некоторых точках продаж подешевели такие патворки, как «Монеты и банкноты» и «Автолегенды».

Многие распространители снизили цены на ежедневные газеты, новостные издания и телегиды. Данное изменение оценивается примерно в 5%. Деловая пресса также стала доступнее, подешевев в среднем на 2%. Немного уменьшить свои траты на прессу смогли покупатели «Огонька», «Теленедели», «Сноба», «Итогов» и некоторых других изданий. Незначительно подорожали такие печатные СМИ как «Мир новостей», «Новая газета», «Антенна А4-Телесемь», «Семь дней», «New Times», «Компания» и «Секрет фирмы».

На уровне октября остался ценник на глянцевых и автомобильных изданиях. Всего лишь несколько журналов выбились из общего ряда: это «Мото» и «Тюнинг автомобилей», ставшие немного дороже, а также некоторые женские издания. Например, читательницам «Beauty» и «Лиза.Отдохни!» пришлось увеличить свои расходы на покупку этих журналов на 5-15%.

Однако в большей степени в 4-ом квартале 2012 года выросли цены на развлекательную прессу и издания о звездах. В среднем их стоимость увеличилась на 9%. Значительно подорожали «Speed инфо» и «Экспресс-газета», чуть меньше – «StarHit» и «Только звезды».

Если сравнивать интенсивность роста цен в различных сегментах рынка распространения прессы, то в течение года цены на периодику быстрее всего росли в неспециализированных объектах прессы (продуктовый ритейл) и нестационарной рознице. Так, при среднем росте цен на рынке в 12%, пресса в супермаркетах подорожала более чем на 20%. Наибольшее повышение цен на печатные СМИ в продуктовом ритейле, как и в целом по рынку, пришлось на 3-ий квартал 2012 года. В то же время, киоски и павильоны прессы в течение года старались не транслировать рост издательских цен конечному потребителю. Им даже удалось закончить год с показателем инфляции в 5%, что ниже, чем в среднем по России.

Динамика розничных цен на печатные СМИ в различных форматах, в % 

Тип формата

Рост розничных цен за 4 кв. 2012 года

Рост розничных цен за 2012 год

Киоски и павильоны

1%

5%

Неспециализированные объекты (продуктовый ритейл)

- 1%

24%

Нестационарная розница  (лотки, «ручник»)

3%

11%

Минимаркеты прессы

2%

8%

В среднем по рынку

1%

12%

Источник: данные мониторинга розничных цен ЗАО «Консалт-Центр»

В 2013 году, по прогнозам экспертов, распространители прессы  не смогут больше сдерживать рост розничных цен, навязываемый издателями, которые продолжат повышать отпускные цены. 

В первую очередь скажется на рынке вступивший в силу с 1 января 2013 года запрет на рекламу алкоголя в газетах и журналах. Напомним, что соответствующая поправка к закону «О рекламе» была принята в июле 2012 года, когда печатным СМИ дали отсрочку в полгода, чтобы они смогли выполнить уже заключенные договоры с производителями и продавцами алкогольной продукции. Велика и вероятность того, что в ближайшее время российские власти под предлогом борьбы с курением могут ограничить и рекламу табачных изделий, а также лекарственных средств и БАД. Издательские дома, которые в большей степени зависят от рекламного бюджета, уже потеряли его значительную часть и, вероятно,  постараются скомпенсировать ее с помощью увеличения цен. 

К тому же сокращение рекламных сборов вынуждает российских издателей по примеру зарубежных коллег переходить от рекламоцентричной модели своего бизнеса к продажецентричной. То есть в ближайшей перспективе все больше будет делаться упор на доходность от продаж изданий по подписке и в розницу.

Остается неразрешенным и вопрос с ввозными пошлинами на мелованную бумагу. Рост издательских цен может повлечь за собой ожидаемое в феврале этого года повышение пошлин на некоторые виды бумаги.

Несмотря на все эти предпосылки, не стоит забывать о том, что в условиях ежегодно сужающегося спроса значительное увеличение розничных цен на периодику приведет лишь к дальнейшему снижению расходов населения на покупку печатных изданий и падению продаваемых тиражей. Поэтому есть все основания полагать, что рост розничных цен на прессу в 2013 году не превысит 10%.

 

Экспертная группа АРПП

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Архив

<< < Январь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31