Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы
|
ПопулярныеВаше мнениеКак изменится распространение прессы в стране после встречи Путина В. В. с главредами 10 февраля?Прямой эфир
|
Рекомендации круглого стола «О положении в отрасли печатных СМИ и мерах по преодолению кризиса»
Присутствующие на заседании представители депутатского корпуса РФ, ведущие менеджеры медийных организаций, эксперты рынка прессы отмечают, что проблемы и сложности, возникшие в экономике страны в 2015 году, не обошли стороной и отрасль печатных СМИ и книг, показатели которой продолжали падать. Более того, этот процесс получил ускорение на фоне углубляющегося экономического кризиса, снижения доходов населения, роста цен на бумагу и тарифов на подписку, сохраняющихся административных барьеров. Свой вклад в ухудшение состояния медийной отрасли внесли также некоторые изменения в отечественном законодательстве, подрывающие экономическую стабильность предприятий и идущие в разрез с интересами потребителей. В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, объёмы розничных продаж прессы снизились на 2,3%, суммарный тираж сократился на 15%, продажи по подписке - на 6%. Рынок рекламы в российской печатной прессе упал на 32%. Среди причин, вызвавших сокращение розничных продаж периодики, не последнее место занимает уменьшение количества специализированных киосков и павильонов прессы по мотивам экономического и административного свойства. Киоски отодвигаются из зон высокого трафика во дворы, что приводит к снижению продаж импульсного товара – прессы. За 2015 год количество киосков в России сократилось на 3% и приблизилось к отметке в 27,9 тысячи. Столь малое количество объектов реализации периодики серьёзно ограничивает возможности доступа населения к каналам приобретения информации. Ещё хуже, чем в области реализации прессы, дело обстоит с книгораспространением. За два года в России закрылось более 1000 книжных магазинов. В результате по всей стране их осталось не более 1500 - на 143 млн. населения, то есть примерно 1 магазин на 100 000 человек. Сегодня во многих городах и районных центрах, не говоря о селе, книжных магазинов просто не существует. Принятые в последние годы некоторые законодательные акты крайне негативно отразились на бюджетах издателей и распространителей периодики. Применение закона, ограничивающего участие иностранного капитала в российских СМИ, привело в 2015 году к снижению общего объёма розничных продаж на 6%, или потерям на рынке в размере 2,8 млрд. рублей. В результате запрета рекламы в прессе алкогольной, табачной продукции и биологически активных добавок издатели потеряли 15-20% рекламных доходов в зависимости от издания. Запрет продажи в киосках формата «Печать» табачных изделий, ещё больше ухудшил экономику отрасли печатных СМИ, но не сократил потребление табака, а лишь вызвал уменьшение на 25-50% продажи периодики, которая ранее обеспечивала внебюджетную поддержку развития рынка розничного распространения газет и журналов. Очередное ослабление курса рубля внесло существенные коррективы в бизнес-модели издателей, распространителей периодической печатной продукции и полиграфистов. Выросли затраты издателей на приобретение и ввоз мелованной бумаги, качественного аналога которой не производят в России, подорожала в целом печать газет и журналов. Общее подорожание прессы за 2015 год составило 14%. Закрытие значительного количества киосков прессы, существенное повышение цен на периодическую печатную продукцию и книги, резкое падение продаваемых в розницу и по подписке тиражей, финансовая нестабильность издателей и распространителей, административный произвол в отношении представителей малого и среднего бизнеса, занятого в сфере производства и дистрибуции печатной продукции, серьёзно угрожают информационной безопасности России. В целях исправления ситуации в отрасли производства, создания и распространения периодической печатной продукции и книг участники круглого стола считают необходимым обратиться в законодательные и исполнительные органы власти РФ с просьбой рассмотреть возможность реализации следующих инициатив: - наделить Минкомсвязь России дополнительными полномочиями по выработке государственной политики и координации исполнительной власти в сфере поддержки организаций, занимающихся распространением прессы; - вывести из ведения торговых департаментов во всех регионах РФ объекты по продаже прессы и книг. Перевести их в подчинение департаментам информации и СМИ; - построить в стране единую вертикаль по управлению информацией и СМИ без участия торговых и иных непрофильных департаментов; - признать в правовом порядке книжную и периодическую печатную продукцию в качестве элемента культуры, а систему их распространения как систему, выполняющую функции культурного назначения; - оказать поддержку распространителям прессы и книг в виде льготных условий аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу; - обратиться в региональные органы законодательной власти с рекомендацией производить отбор организаций на размещение нестационарных торговых объектов специализации «Печать» исключительно на основе конкурсов, а не денежных аукционов; - ввести право для субъектов малого предпринимательства, занятого в сфере распространения прессы, на продление договора аренды без проведения конкурсных процедур, сроком не менее чем на 7 лет, при условии, что они не допускали нарушений ранее заключенного договора; - в целях реализации принципа «меняется место – сохраняется бизнес» ввести в практику предоставления хозяйствующему субъекту альтернативного равноценного компенсационного места для установки торгового объекта, если место, на котором размещён объект, требуется для государственных или муниципальных нужд; - ввести патентные принципы налогообложения в системе распространения прессы; - расширить ассортимент продаваемой в киосках формата «Печать» продукции, включив в перечень продаваемых товаров и услуг: табак, другую продукцию, входящую в категорию «импульсной покупки, содействующей продажам прессы; - установить льготные тарифы (50% оплаты) или установить право на бесплатный проезд по федеральным и платным трассам для транспорта, доставляющего периодическую печать; - предоставить для транспорта, доставляющего прессу, право на бесплатную парковку в зоне размещения торговых объектов по распространению периодической печатной продукции во всех населенных пунктах РФ; - отменить ввозные таможенные пошлины на бумагу и расходные материалы, не производимые или производимые в недостаточном объёме в РФ; - ввести экспортные пошлины на вывоз газетной бумаги и другой готовой целлюлозно-бумажной продукции за рубеж в размере 5-10%; - зафиксировать отпускную стоимость бумаги для печати отечественных газет и журналов на уровне ноября 2015 года; - возобновить предоставление субсидий на подписку печатных СМИ; - предоставить целевые субсидии для школ, вузов, детских домов для оформления подписки; - компенсировать подписчику повышение почтовых тарифов на приём и доставку подписки снижением НДС в подписке на 10%; - официально установить сроки доставки подписных изданий подписчикам; - проводить изменение почтовых подписных тарифов только после обсуждения этого вопроса с участием представителей отрасли; - для новых издательских проектов увеличить процент списания непроданного тиража до 70-80%; - осуществить либерализацию отечественного рынка рекламы: вернуть рекламу качественного алкоголя, табака, медицинских препаратов в печатные СМИ.
Москва, 9 февраля 2016 года
|
Последние публикации |
![]() |
© ДИСТРИПРЕСС 2005 — 2021 Распространение печатной продукции Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы |
![]() ![]() |
Разработано:
ООО «Лаборатория Будущего» |