|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Ваше мнение

Какими методами, по вашему мнению, можно поддержать научные и научно-популярные журналы?

Прямой эфир

Круглый стол в Российско-Армянском университете о самоцензуре в СМИ, господдержке и других проблемах медиаотрасли

В рамках работы XXXI медиаконференции АРПП в Ереване (Армения) по приглашению Российско-Армянского (Славянского) университета прошёл круглый стол с участием преподавательского состава и студентов кафедры журналистики вуза. В его работе приняли участие более 50 человек, включая представителей РАО и членов российской делегации. 

О проблемах и перспективах рынка печатных СМИ и книг рассказал председатель правления АРПП А.В. Оськин. По его словам, общемировая выручка от газет, журналов и книг продолжает сокращаться. Повышение цен на  издания поддерживает объём рынка в денежном выражении. 

Говоря о количестве новых печатных изданий на розничном рынке, А.В. Оськин привёл статистику по США, Франции, Германии и РФ. Эти данные свидетельствуют, что в России стране запускается меньшее по сравнению с другими странными число новых проектов. Обновление ассортиментного перечня периодики в нашей стране за 2013-2014 гг. не превышает 4%.

А.В. Оськин обратил внимание на трансформацию взглядов представителей медиасообщества на взаимовлияние интернета и печатных СМИ. Десять лет назад в медиасообществе считали, что интернет убивает печать. Через 4 года многие сходились во мнении, что пресса умерла. Порядка 2-х лет назад ключом к успеху в издательской среде считалась синергия интернета и печатной продукции. Сегодня же, рассуждая о  будущем печатных СМИ,  в качестве глобальной задачи для российской медиаотрасли называют развитие платного потребления контента.

К трендам мирового рынка продаж периодики А.В. Оськин отнёс сокращение общего числа количества традиционных и специализированных торговых точек прессы, вытеснение печати другими товарами группами, а также сокращение торговых площадей под прессу в сетях FMСG. Положительные тенденции заключаются в увеличении доли супермаркетов и минимаркетов в сегменте розничного распространения печатной продукции, увеличение числа нетрадиционных точек продаж периодики и рост количества новых проектов на рынке. 

Чтобы сохранить медиаотрасль, издателям и распространителям необходимо самим, с учётом зарубежного опыта, бороться за сохранение и увеличение количества точек реализации прессы, добиваться поддержки отрасли со стороны государства, развивать мультиформатность объектов по продаже печатной продукции и популяризацию подписки. Во всех этих областях следует придерживаться концепции «360 градусов», согласно которой распространять контент и услуги следует по всем возможным направлениям и носителям. 

А.В. Оськин рассказал армянским коллегам о практике работы АРПП по составлению и публикации рейтингов, которые оценивают обеспеченность киосками прессы регионов России, а также руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ. Он назвал регионы-лидеры и самых лояльных к нашей отрасли руководителей субъектов Федерации.

Заместитель генерального директора ЗАО ИД «Аргументы Недели», член правления АРПП, вице-президент Союза издателей «НАИ» И.А. Диденко, привёл примеры успешного сотрудничества своего издательского дома с армянскими коллегами. Отметил, что в Армении издание  распространяется на русском языке тиражом порядка 5 тысяч экземпляров. При этом российский тираж достигает 0,5 миллионов экземпляров по всей стране. 

И.А. Диденко отметил, что с точки зрения издателя в создании контента сейчас есть свои проблемы и нюансы. В том, что контент должен выступать в роли премиального товара есть определенная логика. Он привел пример США, где ряд отраслевых интернет-изданий продают свой контент по подписке в несколько сотен долларов в год с каждого клиента. Это скорее исключение, чем правило – это узкоотраслевой контент, за который аудитория готова платить. 

Что касается массового контента, то проблема заключается в том, что издатели конкурируют с бесплатным контентом, который есть в интернете, в частности с блогерами. Это является большой проблемой, потому что из-за этого уходят с рынка целые сегменты, например, такие, как издания о путешествиях, так как в интернете информации от частных путешественников-блогеров больше и она более разнообразная. Такая тенденция есть и в других сегментах, в частности нынешние рекламные бюджеты бьюти-блогеров могут быть сопоставимы по объемам с бюджетами некоторых глянцевых СМИ. 

И.А. Диденко отметил, что читатели печатных газет и журналов останутся, но переформатируются, пресса скорее станет элитарным и возрастным продуктом. Резюмируя свое выступление, он сказал, что профессия журналиста по-прежнему будет актуальной, ведь создание уникального, эксклюзивного  контента всегда будет востребовано и за это будут платить.

С.Д.Гаврилов, президент НП НСРП «Союзпечать», генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» (г. Новосибирск), член правления АРПП отметил, что представляет отрасль распространения периодики, где работает уже 20 лет. Его предприятие имеет филиалы от Пскова до Владивостока. По сравнению с масштабами Российской Федерации опыт предприятия является уникальным. Новостная бумажная пресса переживает непростые времена, ей нелегко бороться с интернетом, кроме того имеет место быть крайне дорогая логистика. Выступающий подчеркнул, что распространение в интернете тоже стоит денег. Он привел пример платного контента в Apple Store, где компания Apple берет 30% за распространение продукта. 

С.Д.Гаврилов рассказал, что недавно в Новосибирске проходила лекция блогера, входящего в первую сотню по популярности в России, где были показаны инструменты монетизации контента, измерения аудитории по ряду показателей, в том числе и качестве подписчиков. 

В заключение своего выступления С.Д. Гаврилов посоветовал студентам вуза восполнять знания по различным предметам даже непрофильного характера, так как в университете закладывается база, которая является фундаментом для развития. 

О текущем состоянии рынка подписки аудитории сообщил В.В. Керов, председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, член правления АРПП. Он заметил, что тираж и продажи газет и журналов в том числе зависят и от журналистов. 

В.В.Керов привел пример России в части подписки на газеты и журналы, когда в 2014 году были отменены субсидии на доставку подписных тиражей ФГУП «Почтой России» в размере 3,5 млрд. рублей ежегодно. Эти дотации существенно снижали конечную подписную стоимость для населения страны. Подписка зависит от нескольких составляющих, а том числе качества и скорости доставки. Существует проблема охвата труднодоступных населенных пунктов, где подписка является иногда единственным способом получения издания. Ввиду того, что розничный ассортимент прессы ограничен торговыми площадями, подписка помогает в распространении контента. Работа журналистов в том числе, по мнению В.В. Керова, должна инициировать подписчиков к интерактивности, направленной на аудиторию, привлечению к этому социально-важному институту.

А.В. Оськин в дополнение к выступлению В.В. Керова осветил аспекты работа «Почты России» совместно с издателями, дистрибуторами и общественными объединениями в части популяризации подписки для граждан, упомянув различные акции почтового ведомства, такие как «Дерево добра», «Читаем с почтой» и др. 

А.Г. Саркисян, эксперт медиарынка (Польша), анонсировала своё выступление в рамках конференции АРПП, где будут затронуты проблемы и особенности рынка прессы Польши, пригласив собравшихся принять участие в работе авторитетного международного форума Ассоциации.

По завершению выступлений состоялась дискуссия с юными журналистами и преподавателями университета. В частности, был поднят вопрос о наличии в России целевых программ поддержки издательского бизнеса. А.В.Оськин рассказал о том, что существует ряд программ и грантов для социально-значимых проектов от Федерального агентства по печати и массовых коммуникаций, от Министерства связи Российской Федерации, направленный на поддержку издателей и журналистов. Кроме того, существуют программы, предусмотренные региональными бюджетами. 

На вопрос о том, можно ли сегодня обсуждать независимую прессу в России, И.А. Диденко, подчеркнул, что если говорить о российском рынке, то плюрализм мнений очень высок. Другое дело, что аудитория и их экономическая база оставляют желать лучшего, потому что чем более богатое издание, чем больше у него возможностей, тем более эксклюзивный контент оно может давать. В любом случае в век интернета печатной прессе сложно конкурировать с тем же телевидением. К сожалению, мировая практика показывает, что независимая пресса является нишевым продуктом.

А.В. Оськин подтвердил тезис, что при разумной маркетинговой политике печатное издание может приносить реальный доход и оказывать влияние на современный медиарынок, приведя в пример частный холдинг «Комсомольская правда», который имеет востребованные тиражные медийные продукты, коллекционные проекты, собственное радио и сайт с посещаемостью 1 млн. посетителей в сутки и успешно развивается в современных реалиях.

На вопрос заведующей кафедры журналистики Российско-Армянского университета М.Аликян о том, специфичен ли путь ряда армянских изданий, которые выбрали формат «желтизны», являясь первоисточниками преподнесения очень важной политической информации, Оськин А.В. ответил, что аналогичные процессы происходят и на российском рынке. Рыночная задача СМИ –идти навстречу потребностям аудитории. Все издания, которые нужны населению, должны выходит в свет. И.А. Диденко дополнил, что у «желтой» прессы в России и всем мире есть тенденция снижения планки к контенту.

В.В. Керов подчеркнул, что и на падающем рынке прессы существуют примеры успешных изданий, которые показывают, как рост розничных продаж, так и подписных тиражей, в чем заслуга и тех, кто создает профессиональный контент, необходимый потребителю.

С.Д. Гаврилов, отвечая про наличие публикации непроверенной информации и «уток» в спортивной журналистике, отметил, что изначально необходимо заработать авторитет у читателей, что впоследствии даст поле для маневров в распространении шуток и подобного рода контента. Причем необходимо соблюдать баланс профессиональной и объективной информации, не подвергая риску репутацию издания.

Оживленную дискуссию вызвал вопрос самоцензуры в СМИ. Участники круглого стола высказали ряд соображений в части поиска баланса, как не повлиять на объективность предоставляемой информации и сохранить доверие читателей.

В заключение круглого стола Оськин А.В. подарил в пользование университету и кафедре журналистики экземпляры книг отраслевой тематики, написанной им в соавторстве с Д.В.Мартыновым, президентом Ассоциации распространителей печатной продукции.

 

Пресс-служба АРПП

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Архив

<< < Октябрь 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
25 26 27 28 29 30
31