|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Ваше мнение

Как вы относитесь к фейковым новостям в СМИ?

Прямой эфир

Доклад президента НП «АРПП» Д.В.Мартынова на X отчётно-выборной конференции

 

Уважаемые коллеги!

При регистрации всем делегатам конференции был роздан подробный отчёт о работе Ассоциации за период с ноября 2014 года по ноябрь 2016 года, что позволяет мне его не зачитывать. С учётом этого хотелось бы остановиться лишь на наиболее важных проблемах, высказать отдельные комментарии по поводу некоторых особенностей актуальной ситуации и перспектив развития нашей отрасли в ближайшее время. 

Ситуация в медийной отрасли

Подводя итоги работы АРПП в отчётный период, надо учитывать, что проблемы, возникшие в нашей стране в 2014 году после известных событий на Украине, не обошли стороной и отрасль печатных СМИ и книг, показатели которой продолжают падать. 

Более того, этот процесс продолжает развиваться на фоне углубляющегося экономического кризиса, снижения доходов населения, роста цен на бумагу и тарифов на подписку, сохраняющихся административных барьеров, принятых в последние годы изменений в отечественном законодательстве в области СМИ. Не стоит сбрасывать со счетов и негативное отношение к рынку прессы со стороны государственных органов всех уровней. В верхах делается ставка на цифровые гаджеты и интернет, поскольку там преобладает мнение о скорой кончине печатных СМИ.

Таким образом, положение в отрасли, надо признать, крайне тяжёлое, критическое. Газеты и журналы продолжают закрываться, прежде всего, по экономическим причинам. Типографская бумага безудержно растёт в цене за счёт бесконтрольной деятельности перекупщиков и оптовиков.  Киоски прессы уничтожаются со скоростью в среднем 10 объектов в день. В стране их осталось всего 23 тысячи, тогда как 5 лет назад было 42 тысячи. Количество книжных магазинов в стране сократилось до полутора тысяч и стало меньше, чем это было в царской России.

Только за 2015 год объёмы розничных продаж прессы снизились на 2,3% по сравнению с 2014 годом. За этот же период суммарный тираж сократился на 15%, продажи по подписке - на 6%, а рынок рекламы в российской печатной прессе упал на 32%. В текущем году большинство сегментов медиаиндустрии  также демонстрируют отрицательную динамику относительно 2015 года.

Розница

По понятным причинам в отчётный период АРПП уделяла значительное внимание проблемам киосковой розницы, которая составляет 65,5% в общем объёме распространяемого тиража, т.е. по-прежнему остаётся основным каналом реализации газетно-журнальной продукции. И этот канал, как уже было сказано, неуклонно сужается. 

Такому развитию событий в какой-то мере способствовало то, что до последнего времени в стране отсутствовали нормативы, регламентирующие на законной основе обеспеченность населения торговыми объектами формата «Печать». Рекомендации Минкомсвязи РФ на этот счёт, прописанные в известном приказе №197 этого ведомства, чиновники на местах просто не считали нужным исполнять, пользуясь тем, что право выдачи разрешений на установку и снос киосков принадлежит только органам муниципальной власти. 

Определённый оптимизм вызывает принятое в текущем году Правительством РФ Постановление №291, в котором, как известно, впервые в истории отечественного рынка прессы закрепляется базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции. На сегодня, как показал проведённый АРПП мониторинг, в целом по стране требованиям Постановления №291 отвечает лишь 40% территорий субъектов Федерации.

О ситуации на столичном рынке прессы

В число субъектов РФ, где не выполняется минимальный норматив, входит и Москва, некогда бывшая среди инициаторов позитивных преобразований на медийном рынке. Действительность такова, что  количество нестационарных торговых точек всех специализаций сократилось за последние три года с 20 тысяч почти вдвое. В результате столица по показателю обеспеченности киосками прессы и их шаговой доступности для населения за 2015 год опустилась с 45 на 48 место среди всех субъектов Российской Федерации.

Проводя линию на реорганизацию уличной торговли, власти Москвы осуществили деприватизацию городских киосковых сетей формата «Печать». Теперь газетными киосками в столице владеет специально созданное казённое предприятие «Мосгорпечать», которое сдаёт их в аренду распространителям, победившим в проводимых «Мосгорпечатью» конкурсах. 

Принципы, по которым проводятся конкурсы, нацелены  не на решение задач удовлетворения потребностей москвичей, а на извлечение максимальной  прибыли. По этой причине в числе победителей торгов, в немалом ряде случаев оказались бизнесмены-новички, никогда до этого не занимавшиеся данным видом деятельности. 

А профессионалы уходят с рынка. Из предприятий, созданных в период приватизации и в 2000-е годы по постановлениям мэра и правительства Москвы, не осталось почти никого. Логистические комплексы, в которые эти компании вложили большие денежные средства, сегодня недозагружены.  Пул крупных дистрибуторов, объединившихся в период приватизации и в 2000-е годы, формировал рынок, к его предложениям прислушивались  власти города.

В настоящее время победителями в конкурсах на право торговли в киосках г. Москвы стали маленькие компании и ИП, мнение которых не будет учитываться городской администрацией при реформировании рынка прессы в столице. 

По данным экспертов рабочей группы АРПП по Москве при возврате к прежней дислокации НТО со специализацией «Печать» и инвестировании в киосковую розницу столицы, рынок не только не упал бы, но и вырос в 2 раза. 

Ещё одним ощутимым ударом по столичной системе распространения периодики стало решение городских властей о полном прекращении с 1 января 2016 года торговли прессой в метрополитене.

Необходимо подчеркнуть, что в качестве главного действующего лица в реформировании розничной торговли в столице, в том числе и торговли прессой, выступает Департамент торговли и услуг, сотрудники которого, видимо, не понимают особенностей реализации такого специфического товара как прессы, или, что хуже, просто игнорируют их. 

По нашему убеждению, осуществляемые столичными чиновниками меры  ведут к развалу рынка прессы. Уже сегодня резкое уменьшение объектов распространения прессы привело к тому, что ежедневные издания становятся для москвичей дефицитным товаром.  При этом издатели несут убытки из-за сокращения проданных тиражей в Москве. Так, за последние три года продажи ежедневных газет в целом по Москве упали на 50%, а в некоторых центральных районах (в пределах Садового кольца) этот показатель доходит до 80%.  

Подписка

Не лучше, чем в рознице, сложилась ситуация и в подписной сфере. То о чём АРПП и другие общественные организации отрасли предупреждали ещё три года назад, к сожалению, состоялось. Происходящее сегодня разрушение института подписки на газеты и журналы во многом является следствием того, что 3 года назад были отменены государственные субсидии на доставку подписных изданий населению. В результате этого почтовые тарифы выросли более чем в 2 раза, издания по подписке стали дороже, чем в рознице, общие подписные тиражи упали более чем на треть, что, естественно, негативно отразилось на финансовых  показателях издателей.

Надо прямо сказать, что для спасения института подписки осуществляемых государством мер по поддержке только социально значимых изданий недостаточно. Об этом свидетельствует то, что список газет и журналов, имеющих основания для получения 15%-ой скидки на тариф по приёму и доставке подписки, включает в себя не более 1% от общего количества зарегистрированных печатных изданий. 

Создание собственного подписного агентства ФГУП «Почта России» приведёт к уничтожению рынка подписных агентств, так как последние не могут предложить издателям выгодные условия сотрудничества (скидки), как это делает почтовое ведомство. 

О законодательстве РФ в области СМИ

Многие негативные проблемы, с которыми сталкивается медиасообщество, вызваны, как справедливо считают издатели и распространители, несовершенством законодательной базы в области СМИ. Несмотря на многочисленные обращения в соответствующие органы по-прежнему не решаются задачи по либерализации налогообложения предприятий отрасли, по оказанию поддержки распространителей прессы и книг в виде льготных условий аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу и т.д. 

Более того некоторые законодательные акты, принятые в последние годы, крайне негативно отразились на бюджетах издателей и распространителей периодики. В частности, в результате запрета рекламы в прессе алкогольной, табачной продукции и биологически активных добавок издатели потеряли  15-20% рекламных доходов. Этого можно было избежать, поскольку, по нашему мнению, рекламироваться в прессе могут все товары и услуги, разрешённые законом. 

 Запрет продажи в киосках прессы табачных изделий, ещё больше ухудшил экономику отрасли печатных СМИ. Эта мера не сократила потребление табака, а лишь вызвала уменьшение на 25-50% продажи периодики, которая ранее обеспечивала внебюджетную поддержку развития рынка розничного распространения газет и журналов.

Применение закона, ограничивающего участие иностранного капитала в российских СМИ, вызвало его отток из страны. Резкое сокращение инвестиций в нашу отрасль, привело в 2015 году к снижению общего объёма розничных продаж на 6%, или потерям на рынке в размере 2,8 млрд. рублей.

Негативные тенденции обусловлены и резким сокращением числа новых издательских проектов по причине всё того же оттока инвестиций. 

Особого внимания требует проблема ассортимента в бизнесе по продаже прессы. Стремление дистрибуторов повысить доходность киосков, удержать цены на периодику с помощью сопутствующих товаров сталкивается с очередной административной преградой. Региональные администрации в подавляющем большинстве случаев игнорируют интересы распространителей, не делая различия между прессой, как социально значимым товаром, и другой, безусловно, необходимой для населения, но всё же, несколько иной категорией продукции повседневного спроса. 

О сотрудничестве издателей и распространителей

Одним из основных направлений деятельности АРПП в отчётный период была работа по консолидации усилий издателей и распространителей в целях поступательного развития медийной отрасли. При этом было понимание, что по объективным и субъективным причинам между игроками рынка прессы существуют разногласия. Руководствуясь стремлением поддерживать конструктивное взаимодействие издателей и распространителей, Правление Ассоциации не пыталось сгладить имеющиеся противоречия, а искало и предлагало приемлемые для обеих сторон варианты решения этой задачи.

Работу по сближению позиций издателей и распространителей, формированию условий для здоровой конкуренции АРПП вела совместно с другими профессиональными  общественными объединениями - с Союзом издателей «ГИПП», Ассоциацией «Балтийская пресса», НП «Национальная сеть распространения прессы» «Союзпечать», Альянсом руководителей региональных СМИ, Межрегиональной ассоциацией полиграфистов, Национальной ассоциацией издателей, Альянсом независимых региональных издателей, «АРПИ «Сибирь», Союзами журналистов России и Москвы.

Побудительным мотивом для сотрудничества служат совпадающие во многом взгляды на нынешнее состояние рынка прессы, убеждённость в необходимости его реформирования и достижении взаимопонимании между издателями и распространителями, схожесть позиций по вопросу совершенствования законодательства в области СМИ и многое другое. 

О взаимодействии с властными органами

АРПП продолжала лоббировать в структурах власти интересы издателей и распространителей. В письмах к руководству страны, в Совет Федерации, Государственную Думу, в администрации субъектов Федерации содержалась информация о проблемах отрасли печатных СМИ, преградах, мешающих её нормальному функционированию, предложения по исправлению ситуации.  

Члены Правления и Комитетов АРПП продвигали инициативы медийного сообщества также во время различных мероприятий, в ходе личных встреч и бесед с депутатами Госдумы, представителями федеральных ведомств, региональных администраций и нередко находили в них единомышленников в деле развития российского медийного рынка.

У АРПП в отчётный период сложились деловые отношения с Комитетами Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, с Минкомсвязью, Минпромторгом и  Роспечатью РФ, Комитетом по СМИ и рекламе города Москвы. С помощью такого рода контактов удавалось решить отдельные вопросы в конструктивном для издательско-дистрибуторского сообщества ключе.

В кратком выступлении невозможно полностью раскрыть многогранную работу АРПП по отчётный период. Надеюсь, что делегаты конференции дополнят мой рассказ, поделятся опытом преодоления последствий кризиса, дадут оценку деятельности Ассоциации за последние два года.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние публикации

Архив

<< < Ноябрь 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 26 27
28 29 30