|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Ваше мнение

Как вы относитесь к фейковым новостям в СМИ?

Прямой эфир

Московский медиафорум. Итоги работы в 2016 году и задачи на 2017 год

Во второй части форума состоялось пленарное заседание, на котором председательствовала Ю.Г. Казакова, первый заместитель руководителя Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. Она выступила с докладом «Издание и распространение периодических печатных СМИ и книг в городе Москве».

В своём выступлении она представила результаты ежегодных мониторингов ситуации на московском рынке в сегменте печатных СМИ и полиграфии книжного рынка, включая мониторинг обеспеченности торговыми площадями в столице. Докладчик сообщила, что основной ежегодный мониторинг распространения печатных СМИ в столице, который в этом году проводил и представил ИП Гнетнев А.И, не принят Департаментом по причине огромного количества несоответствий указанным требованиям.

Ю.Г. Казакова ознакомила присутствующих с данными мониторинга московского книжного рынка, проведённого осенью этого года Российским книжным союзом по заказу Департамента СМИ и рекламы города Москвы. Согласно исследованию, москвичи по-прежнему предпочитают покупать книги в книжных магазинах, через которые реализуется от 30% до 63% книжной продукции, а основными игроками здесь выступает сетевой ритейл.

По количеству профильных магазинов (на книготорговле специализируется 217 торговых объектов) Москва пока уступает среднему коэффициенту обеспеченности населения книжными магазинами в странах ЕС (один магазин на 5-6 тыс. жителей). В то же время, как отмечают эксперты, такие нормативы во многом «условные», поскольку там не учитывается такой показатель как «процент торговой площади под книжную продукцию».

Ю.Г. Казакова отметила, что согласно проведенному в рамках исследования социологическому опросу, москвичи, проживающие во всех административных округах столицы, предпочитают приобретать книги в «книжном магазине с большим выбором книг». В то время как на покупку книг в киосках и гипермаркетах приходится сегодня лишь 7,6% и 6,5% голосов респондентов соответственно.

Докладчик сообщила, что социологический опрос также показал снижение интереса москвичей к покупкам печатных книг в интернет-магазинах. По состоянию на осень 2016 года лишь 22% респондентов сообщили о практике заказа печатных книг онлайн, в то время как в сентябре 2015 года таковых насчитывалось 26%.

Касаясь развития сферы электронных книг, авторы исследования признают рост этого рынка, отметила докладчик. В годовом исчислении объём столичного рынка электронных книг, распространяемых через онлайн-площадки с лицензионными книгами, прогнозируется на уровне 720-750 млн. рублей (плюс 10-12% к итогам 2015 года).

Несмотря на то, что основной моделью монетизации остается «плата за скачивание» (78% рынка), заметно растёт и доля подписной модели – порядка 20% рынка. Рекламная модель, как признают эксперты, монетизируется слабо (2% рынка).

Опрос покупателей выявил рост потребления электронного контента с экранов смартфонов (23,08% от числа опрошенных).

Кроме того, эксперты отмечают значительный рост легального рынка аудиокниг, в первую очередь, через магазины приложений. В I полугодии 2016 года он увеличился на +60/70% в сравнении с I полугодием 2015 года. Согласно экспертному опросу в рамках мониторинга, на IOS-устройства приходится значительно больше скачиваний аудиокниг (70%), чем на устройства с ОС Android (25% загрузок аудиофайлов).

Всего же суммарно, сообщила Ю.Г. Казакова, доля рынка цифровой (электронной текстовой и аудио) книги составляет 870 млн. руб. (или 3,2% книжного рынка Москвы).

В то же время, с учётом того, что легально электронные книги в России потребляет каждый двадцатый читатель, у рынка большой потенциал для развития, отмечается в исследовании. 

Ю.Г. Казакова представила вниманию мониторинг распространения прессы в Москве. Она рассказала, что в рамках упорядочивания системы распространения печатных СМИ в Москве, по данным КП «Мосгорпечать», еженедельно вводится порядка 80 новых киосков прессы.

Она сообщила, что показатель обеспеченности киосками прессы в Москве в процессе реорганизации составит один киоск на 5885 жителей, с учетом пресс-стендов – один объект на 4799 жителей. Окончательно работа по схеме дислокации киосков будет завершена в первом квартале 2017 года. При этом докладчик отметила, что большинство мест, по которым ранее работали киоски, сохранено. Всего в схеме предполагается 2095 киосков и 474 пресс-стендов.

Всего же на сегодняшний день, по словам Ю.Г. Казаковой, в городе работает 970 киосков нового образца, 478 старых киосков (сохранены до момента их замены на новые) и 242 пресс-стенда, заменившие ручников. До конца года предполагается передать предпринимателям еще более 300 киосков.

Докладчик также напомнила, что для объектов печати установлен особый порядок проведения торгов на право осуществления торговой деятельности в нестационарном торговом объекте «Печать» в форме открытого конкурса, а не аукциона. Она сообщила, что при подведении итогов конкурса учитывается опыт в сфере продаж печатной продукции. Ю.Г. Казакова также отметила, что конкурсы проходят с участием представителей отраслевого сообщества.

По словам докладчика, в результате прошедших в 2015-2016 гг. конкурсов произошло перераспределение мест среди основных операторов рынка. «Как и прежде, лидирующие позиции занимают основные операторы рынка», - подчеркнула она.

Заместитель руководителя Департамента СМИ и рекламы также напомнила, что установка новых объектов преимущественно была начата с новых и свободных мест. Она сказала, что в настоящее время идет фактическая замена старых киосков на новые торговые объекты, при этом старые киоски работали, несмотря на истекшие договоры, максимально возможное время до момента замены с учетом необходимых сроков благоустройства.

В ходе пленарной дискуссии с участниками рынка Ю.Г. Казакова не исключила, что количество точек распространения прессы со временем может быть увеличено. Кроме того, прорабатывается возможность работы киосков с покупателями по подписной модели.

Далее состоялось обсуждение доклада Ю.Г. Казаковой. В материалах к мероприятию также был представлен проект резолюции, который предполагалось доработать в ходе форума.

Председатель правления НП «АРПП» А.В. Оськин представил присутствующим свои предложения по оптимизации рынка распространения печатной продукции в столице. По словам докладчика, необходимо расширить полномочия Департамента СМИ и рекламы Москвы в вопросах разработки и утверждения ассортиментного перечня для киосков печати. Было бы неплохо, сказал он, поручить курировать Департаменту работу торговых точек специализации «Печать» в московском метрополитене, так как особенности этого процесса очень хорошо понятны руководству вышеупомянутой организации. Выступающий попросил постоянно совершенствовать дислокацию новых киосков печати, перемещая их на места с более высоким трафиком. Кроме того, сказал он, для подъема экономики столичной киосковой системы распространения прессы необходимо перенимать опыт работы зарубежных коллег из Риги, Минска, Варшавы и других городов зарубежных стран. Образцом же для работы торговых точек печати в метро, сказал докладчик, могла бы послужить успешная розничная сеть «Первая полоса» в Санкт-Петербурге. Он подчеркнул, что если не укреплять экономику сетей распространения печатной продукции, объекты прессы долго в таких условиях жить не будут.

Президент НП «Дистриклуб» А.Н. Костюченко сообщил, что его компании для участия в конкурсах на право осуществления торговой деятельности в киосках печати пока не удалось договориться ни с одним банком для получения банковской гарантии. Он попросил рассмотреть возможность для хорошо зарекомендовавших себя участников конкурсов выступать гарантом в этом вопросе Департамент СМИ и рекламы или другие вышестоящие организации. Кроме того, докладчик попросил руководство Департамента обратить внимание на частные индивидуальные предприятия, потерявшие свои торговые точки в процессе торгов. Он сообщил, что многие ИП хотят работать с прессой дальше, но у них нет возможности оплачивать обеспечительный взнос и депозит, поэтому необходимо продумать, каким образом в целях увеличения объектов печати в городе следовало бы помочь малому бизнесу.

А.В. Авдонин, президент Союза издателей «НАИ» рассказал, что в результате реорганизации московской киосковой системы распространения прессы, а также закрытия на протяжении почти двух лет торговых точек печати в московском метрополитене, издатели потеряли значительные объемы тиражей газет и журналов. Он обратился к руководству Департамента СМИ и рекламы с просьбой отслеживать ассортимент печатной продукции в новых киосках печати. После завершения конкурсов и аукционов, согласился он с Ю.Г. Казаковой, издателям необходимо наладить контакт с новыми игроками на столичном рынке распространения прессы и восстановить в киосках и подуличных переходах метрополитена продажи печатной продукции на прежнем уровне.

В.А. Дворянов, руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки» сообщил, что на рынке подписки на газеты и журналы происходит сокращение подписных тиражей в связи с тарифной политикой ФГУП «Почта России» и появлением на рынке почтового подписного каталога. В 2017 году ожидается очередное повышение тарифов: на 10% на доставку подписки и до 46% - на магистральную доставку подписных тиражей. На фоне роста цен на бумагу подписные тиражи в 2017 году может ожидать очередной виток падения. При этом только в 2014 году, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, подписные тиражи сократились в 2 раза. Докладчик предложил предусмотреть в концепции развития киосковой розницы в Москве меры по поддержке уровня продаж прессы, а также льготные условия работы для компаний, готовых заниматься продвижением печатной продукции на базе московских киосков прессы.

Генеральный директор ООО «РитейлМедиаГрупп» Т.В. Паршкова рассказала, что распространители не раз просили руководство Департамента СМИ и рекламы прописать ответственность за сроки передачи новых объектов печати победившим в конкурсах предпринимателям. Она предложила усовершенствовать устанавливаемые в городе новые пресс-стенды с целью расширения продаваемого на них ассортимента печатной продукции. Докладчик также рассказала об эксперименте, проведённом недавно в их розничной сети, когда покупателям в киоске предлагалось одно и то же издание с розничной ценой с разницей в один рубль. Выяснилось, что 70% москвичей приобретали более дешёвые журналы. Т.В. Паршкова подчеркнула, что пресса для россиян - социально значимый продукт, печатная продукция у горожан очень востребована и играет весомую роль в информационном пространстве столицы. Поэтому, отметила докладчик, необходимо как можно скорее создать самые благоприятные условия для распространения печатных СМИ в столице.

Заместитель руководителя рабочей группы АРПП по московскому рынку прессы А.В. Федотов рассказал, что товарооборот продаж печатной продукции в московском метрополитене составлял раньше около 3 млрд. рублей в год, настолько популярна была пресса для пассажиров этого вида транспорта. Но в тот период, подчеркнул докладчик, московский метрополитен управлял работой компании «Метропресс», занимаясь контролем торговых точек и ассортиментом печатной продукции. Как это будет происходить в будущем, никому пока неизвестно, заметил А.В. Федотов. Он напомнил, что аукцион на право осуществления торговой деятельности в 20 киосках «Печать», расположенных на территории московского метрополитена, проводился почти полгода назад, но до настоящего момента торговые точки, выигранные всего одним предпринимателем, не функционируют. Выступающий сообщил, что в результате реорганизации московского рынка распространения печатной продукции, продажи ежедневных газет в 2016 году упали на 50%, глянцевых изданий - на 30% и эту ситуацию необходимо устранять как можно быстрее.

Президент Союза издателей «ГИПП» С.Н. Моисеев сообщил, что, несмотря на сокращение тиражей издаваемых и распространяемых периодической печатной продукции, рост розничных цен во всех форматах торговли, издательское сообщество крайне вяло реагирует на опросы, проводимые ГИПП в целях улучшения ситуации в отрасли. Совсем недавно, сообщил докладчик, в связи с ожиданием очередного повышения цен на бумагу, издатели не смогли или не захотели предоставить предполагаемые отпускные цены на выпускаемый ими ассортимент газет и журналов. Он рассказал, что на опрос, касающийся задолженностей по договорам поставки, никто из издателей также не отреагировал и не предоставил данные. Разрешить проблемы, касающиеся издателей невозможно, подчеркнул С.Н. Моисеев, если они сами не захотят активно участвовать в их урегулировании. Он сообщил, что с 1 января 2017 г. страну ждёт повышение цен на 20% на ТВ - рекламу, что может привести к сокращению рекламных бюджетов в печатных СМИ, а это вновь может обернуться для издателей большими проблемами.

Генеральный директор КП «Мосгорпечать» Е.Г. Капустина проинформировала присутствующих, что в самое ближайшее время состоится аукцион на право осуществления торговой деятельности в киосках специализации «Печать» в московском метрополитене. Всего будет разыграно 38 торговых объектов, размещённых на 20 станциях метро. Докладчик рассказала, что благодаря совместному мониторингу, в котором участвовали представители КП «Мосгорпечать», АРПП и другие члены отраслевого сообщества, удалось выявить самые рентабельные по прогнозу торговые точки для реализации печатной продукции в московском метрополитене. Она поблагодарила участников мониторинга и попросила в дальнейшем действовать также сплочённо.

Участники городского форума печати обсудили и другие актуальные вопросы издания и распространения периодической печатной и книжной продукции в городе Москве. Было отмечено, что деятельность издателей и распространителей печатной продукции и книг носит социально значимый характер и направлена в целом на обеспечении конституционных прав граждан на получение информации. Участники форума выразили уверенность в продолжении активного взаимодействия исполнительной власти города с профессиональными объединениями издателей и распространителей периодической печатной и книжной продукции.

В заключение форума была принята итоговая резолюция с учётом состоявшихся обсуждений.

Участники городского Форума печати
Участники городского Форума печати

Юлия Казакова (Департамент СМИ и рекламы города Москвы), Екатерина Капустина (КП "Мосгорпечать")
Юлия Казакова (Департамент СМИ и рекламы города Москвы), Екатерина Капустина (КП "Мосгорпечать")

Распространители печати на городском форуме
Распространители печати на городском форуме

Андрей Авдонин, ИД "Мир Новостей"
Андрей Авдонин, ИД "Мир Новостей"

Выступления экспертов на городском форуме печати
Выступления экспертов на городском форуме печати

Пресс-служба АРПП

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Архив

<< < Декабрь 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31