|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Новый носитель

До появления первых персональных компьютеров приобретение и использование вычислительных машин обходились очень дорого, что исключало их владение частными лицами. Компьютеры можно было найти в больших корпорациях, университетах, исследовательских центрах, государственных учреждениях и у военных.

Создание персональных компьютеров стало возможным в 1970-х годах, когда любители стали собирать свои собственные компьютеры иногда лишь для того, чтобы в принципе иметь возможность похвастаться таким необычным предметом. Ранние персональные компьютеры почти не имели практического применения и распространялись очень медленно. Первое поколение персональных компьютеров можно было приобрести только в виде комплекта деталей, а иногда даже просто обыкновенной инструкции для сборки. Сама сборка, программирование и наладка системы требовали определенного опыта, навыка работы с машинными кодами или языком ассемблера. 

В 1977 году появился первый массовый персональный компьютер Apple II компании Apple Computer, что явилось предвестником бума всеобщей компьютеризации населения. В августе 1981 года IBM выпустила компьютерную систему IBM PC (фирменный номер модели IBM 5150), положившую начало эпохе современных персональных компьютеров. В 1980-х годах также появился ZX Spectrum, выпущенный английской компанией Sinclair Research Ltd.

В январе 1983 года был представлен публике первый персональный компьютер с GUI (графическим интерфейсом пользователя), Apple Lisa однако из-за высокой цены и некоторых других особенностей успех машины был ограничен.

 Год спустя, в январе 1984 года начались продажи Apple Macintosh ставшего первым по-настоящему массовым ПК с GUI. 23 июля 1985 года появился первый в мире мультимедийный персональный компьютер Amiga (Amiga 1000). Персональные компьютеры Amiga, наряду с макинтошами, оставались самыми популярными и продаваемыми машинами для домашнего использования (IBM PC доминировали в сфере конторских компьютеров, и здесь их продажи были несравнимо выше) вплоть до 1995 года.

В 1995 году произошло два ключевых события в истории ПК: банкротство корпорации Commodore и появление Microsoft Windows 95, приблизившей IBM PC-совместимые компьютеры к тем возможностям, которые существовали на Commodore Amiga и Apple Macintosh. Сегодня возможности мультимедиа доступны в каждом доме и на любой аппаратной платформе. 

Первые компьютеры не предназначались для переноски. Они состояли из отдельных частей, в частности, системного блока, монитора, клавиатуры, соединенных проводами. Главной частью компьютера был системный блок, в котором находились практически все основные устройства. Но вскоре появились ноутбуки — компактные компьютеры, содержащие все необходимые компоненты (в том числе монитор) в одном небольшом корпусе, как правило, складывающемся в виде книжки. Еще более компактный вариант ПК — планшетный компьютер. Такие устройства имеют чувствительный к нажатию экран и не содержат механической клавиатуры. Ввод текста и управление осуществляются через экранный интерфейс, часто доработанный специально для удобного управления пальцами. Некоторые модели могут распознавать рукописный текст, написанный на экране. Чаще всего корпус не раскрывается, как у ноутбуков, а экран расположен на внешней стороне верхней поверхности. Бывают и комбинированные модели, у которых корпус может поворачиваться на оси и раскрываться, предоставляя доступ к расположенной внутри клавиатуре.

Еще более мобильный вариант — сверхпортативные устройства, умещающиеся в кармане. Управление ими, как правило, происходит с помощью небольшого по размерам и разрешению экрана, чувствительного к нажатию пальца, или стилуса, а клавиатура и мышь отсутствуют. В таких устройствах используются сверхэкономичные процессоры и флеш-накопители небольшого объема, поэтому их вычислительная мощь несопоставима с настольными ПК. Тем не менее, они содержат все признаки персонального компьютера: процессор, накопитель, оперативную память, монитор, операционную систему, прикладное ПО и даже игры.

Все более популярными становятся КПК, содержащие функции мобильного телефона (коммуникаторы). Встроенный коммуникационный модуль позволяет не только совершать звонки, но и подключаться к Интернету в любой точке, где есть сотовая связь совместимого формата.

Столь бурное развитие технологий производства ПК и активное их использование институтом СМИ привело к созданию устройств, предназначенных исключительно для чтения. Эти небольшие устройства, предназначенные для отображения текстовой информации в электронном виде, называют электронными книгами, ридерами, читалками. Основным отличием данной группы устройств от КПК, планшетных компьютеров является ограниченная функциональность при существенно большем времени автономной работы. В электронной книге может быть реализован поиск по тексту, переходы по гиперссылкам, отображение временных выделений и примечаний. Электронная книга позволяет отображать анимированные картинки, мультимедийные клипы или проигрывать аудиокниги

Первыми массовыми электронными книгами были устройства с монохромными LCD-экранами, выпущенные практически одновременно в 1998 году компаниями NuvoMedia и Softbook Press. Впоследствии они были модифицированы, появились книги с полноцветными экранами и расширенной функциональностью. Несмотря на весьма удачное техническое исполнение первых моделей (аналоги продолжали выпускаться до 2006 года), устройства не получили широкого распространения. То же можно сказать и об изделиях других компаний, варьирующихся от «чистых» электронных книг до КПК-подобных Hiebook и Franklin eBookMan.

Появившиеся позже электронные книги на основе холестерических жидкокристаллических экранов (ChLCD), несмотря на значительное повышение разрешения и времени автономной работы, оказались мало востребованными в связи с длительной прорисовкой экрана и отсутствием подсветки.

С 2007 года рынок электронных книг переживает подъем в связи с появлением экранов с технологией электронной бумаги. Это заметно как по росту числа производителей, так и по увеличению списка моделей. Однако, несмотря на отдельные примеры ажиотажного спроса (например, на модели Sony Reader PRS-500 или Amazon Kindle), пока электронные книги даже как устройства для чтения значительно уступают по популярности смартфонам и КПК.

Новые возможности для СМИ открыло устройство от компании Apple под названием iPad (см. подробно в разделе 3). Этот планшетный компьютер обещает ренессанс чтения, причем не только книг, но и газет и журналов. Успех iPad, который, по прогнозам Apple, может разойтись в этом году по миру восьмимиллионным тиражом, побудил многих производителей поспешить вступить в битву за умы и кошельки потребителей планшетных компьютеров.

Иными словами, потребность фиксировать знания у человечества столь же остра и заставляет искать все новые носители.

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010