|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Первые газеты

Средневековый город с его активной деловой жизнью, развитой торговлей, ремеслами был заинтересован в более частом и обширном распространении разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической. Поэтому уже в 14-15 веках в крупных торговых центрах Европы стали появляться рукописные листки новостей.

В Англии это были News Letters, в Венеции — gazzeta (от названия мелкой венецианской монетки). В Японии существовали в допечатное время оттиски с обожженных глиняных табличек-досок. Самая древняя «Иомиури Каварабан» (в переводе «читать и передавать оттиск») известна за 1615 год.

Первая российская газета «Куранты» (1621 год), как и все европейские, была рукописной. Это была «газета наоборот» — ее «выпускали» в нескольких экземплярах два-четыре раза в месяц многие люди, дьяки и подьячие Посольского приказа, для очень ограниченного круга читателей — царя Алексея Михайловича и его приближенных. Она создавалась по типу News Letters и содержала выборку сообщений на дипломатическую, военную, придворную и торговую темы из немецких, шведских, польских и голландских газет, переведенных на русский язык. Для массовой аудитории эта газета не предназначалась, да и вообще ее выпуск был окружен тайной. 

Во всех странах первые издания характеризуются непостоянством распространения, адресуются все еще узкой аудитории и идут к ней очень долго. Отсутствует печатная техника, быстро тиражирующая копии. И хотя уже в 30-40-е годы 15 века стали складываться технические предпосылки для появления периодической печати — открывались типографии, изготавливавшие календари, сборники известий, — решающую роль в становлении института СМИ сыграли причины социально-экономические. 

Рубеж 16-17 веков — пора складывания капиталистических отношений, развития международной торговли. Это породило необходимость распространения коммерческой и торговой информации, различных сведений о внутреннем положении и международных отношениях стран. Появление буржуазии с ее экономическими интересами, а потом и политическими амбициями сопровождалось становлением и развитием журналистики. Именно буржуазия впервые использовала печатную технику для издания газет, распространяющихся за деньги. Первыми печатными газетами были в Германии — Aviso-relation, oder Zeitung — 1609 год; в Англии — Weekly News — 1622; во Франции — Gazette — 1631. Эти издания, рассчитанные на купцов, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных сообщениях и т. д. 

Политическая мощь печатного станка была понятна уже в 16 веке. В годы крестьянских войн в Германии получили широкое распространение летучие листки, в них писалось о сражениях, эпидемиях, о судах над ведьмами и невиданных уродцах, о кометах и наводнениях. Они не только сообщали, повествовали, информировали, но и давали оценку, призывали, пропагандировали.

Листки называли по-разному. В Германии «Цайтунг» — «известие», а сейчас переводят как «газета». Впервые это слово было употреблено в листке 4 декабря 1501 года «Нойе Цайтунг фом Ориент унд Ауфганге» — «Новые известия с Востока и из стран Восхода». В нем рассказывалось о захвате острова Лесбос венецианцами и французами. В середине 16 века листовки с названием «Нойе Цайтунг» стали распространенным явлением. Чтобы привлечь внимание публики, в заголовок добавляли эпитеты «правдивая», «истинная», а иногда «ужасная» перед названием, обозначающим жанр — цайтунг. Далее шел подзаголовок: «О новых островах, открытых в океане», «О страшном сражении между польским королем и московитами». Во время войны с турками в 1566 году информационные сообщения стали появляться более или менее регулярно под одним и тем же названием, и их стали нумеровать: «Пятая новая газета из полевого лагеря его королевского величества в Венгрии». Печатное слово приобрело новое свойство — повторяемость. Возникли издания, которые сегодня называют продолжающимися. Они выходили нерегулярно, но уже имели нумерацию.

Истинный родоначальник периодичности — ежегодник. Затем возникают Rеlation semestrales, что означает «сообщения за полгода». Позднее период выхода в свет сокращается до двух недель, затем издания становятся еженедельными. Вот один из заголовков лейпцигского полугодового сборника «ярмарочных известий» — «Седьмое продолжение десятилетних исторических известий Грегориума Витермоната, или Правдивое описание всех достоверных историй, которые произошли со времени прошлой новогодней лейпцигской ярмарки до нынешней пасхальной ярмарки 1671 года везде и всюду на свете».

Происхождение слова «газета», как мы уже упоминали, связано с серебряной венецианской монеткой чеканки 1538 года. За такую цену жители Венецианской республики могли купить листок непериодических новостей, которыми специальные информационные бюро снабжали потребителей. Спустя сто лет, в 1631 году в Париже начало выходить еженедельное периодическое издание под руководством медика Теофраста Ренодо. На его титульном листе значилось Gazettе — это слово со временем превратилось из имени собственного в нарицательное — наименование типа периодических изданий. 

Издание Ренодо было не первым еженедельником в Европе. Родоначальниками еженедельной газетной периодичности, а тем самым и современной журналистики в целом можно считать «Аусбургскую газету» и «Страсбургскую газету», обе они начали выходить в крупных типографских городах в 1609 году.

Активность политической жизни ширилась, и пассивные обыватели поняли, что события в их стране, да и в других странах, могут нарушить спокойный ход жизни и изменить их судьбу. «Авизо», «Куранты» стали популярными. Издание их превратилось в выгодное занятие. Ежемесячная и еженедельная периодичность оказались недостаточной. С января 1660 года лейпцигский типограф и книготорговец Тимофей Ритцш начал выпускать первую в мире ежедневную газету — «Новые, только что поступившие известия о военных происшествиях и событиях в мире». Впоследствии название было изменено на «Ляйпцигер Цайтунг». Эта старейшая в мире газета выходила до 1921 года.

Возникла новая профессия — газетчик или журналист, газеты печатали в типографиях в первую очередь. А затем появились специальные газетные предприятия.

В начале 18 века уже выпускались утренние и вечерние газеты. «Ивнинг пост» была основана в Лондоне в 1706 году: «Доставляется с вечерней почтой в 6 часов».

Первая настоящая российская газета — «Ведомости» — также появилась в 18 веке (1702-1727). Это было государственное издание, созданное по указу Петра Первого. Петр I нередко сам принимал участие в подготовке, редактировании и отборе материалов для газеты. Цель издания — пропаганда внешней и внутренней политики государства. Тираж был непостоянный — от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Периодичность — тоже различной: в 1703 — 39 номеров, в 1705 — 46, а в 1718 — один. С 1715 года «Ведомости» начали выходить и в Петербурге. В 1720 году в газете появился первый репортер, который собирал и готовил к печати сведения о русской жизни, прежде всего — придворной. Важной фигурой в газете был переводчик, готовивший переводы материалов из иностранных газет для публикации в «Ведомостях». Газета напоминала брошюру или тетрадь размером в восьмую долю листа. Количество страниц в разных номерах было различным — от 2 до 22. Газета продавалась, но особым спросом не пользовалась.

В целом отечественные газеты XVIII века были еще мало похожи на современные как внешне, так и внутренне. Некомментированные новости, сухая придворная хроника, преобладание перепечаток из иностранных газет, слухи, вексельные курсы — вот информационный арсенал этих изданий. Газеты были уже достаточно оперативны — новости двух-трех недельной давности. По-прежнему важную роль в подготовке газеты играли переводчики. От их умения подобрать иностранные новости во многом зависело впечатление от каждого номера, его привлекательность для читателя. 

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010