|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Реклама, двигатель прогресса

Было бы неверным говорить, что становление средств массовой информации связано исключительно с развитием технологий. Не меньшую роль в формировании СМИ сыграла реклама.

Рождение печатной рекламы связано с изобретением книгопечатания, типографы (одновременно являвшиеся книготорговцами) уже в ХV веке раздавали на ярмарках проспекты-каталоги, содержащие перечни книг с добавлением хвалебных отзывов на предлагаемый товар. В первую очередь рекламировалась собственная продукция.

А вот объявление как наиболее распространенное средство рекламы появилось впервые именно в газетах. Вначале это тоже была реклама своей продукции, так как типографы того времени обычно не ограничивались изданием только газеты, а также печатали книги, брошюры, карты. Уже в 1624 году образцы подобной «саморекламы» можно встретить в голландских «курантах» и в английских еженедельниках. Например, в газете The continuation of the weekly news ... за 16 сентября 1624 года издатели Натаниэль Баттер и Николас Борн извещали о том, что в их типографии отпечатана и готова к продаже карта некоего сражения, о котором сообщалось в той же газете.

Затем появились бюллетени объявлений, начало которым положил в Париже Теофраст Ренодо, основавший адресное бюро. Бюро Ренодо стало центром, где каждый за определенную плату мог поместить свои объявления в специальном бюллетене. Адресное бюро Ренодо сообщало новости о вакантных рабочих местах в Париже.

Первое частное газетное объявление появилось в Англии в 1649 году в лондонской газете Impractical Intelligencer и стоило рекламодателю пять шиллингов. Рекламодатель предлагал вознаграждение тому, кто поможет найти двух украденных у него лошадей. В 1655 году в мартовском номере лондонской газеты Mercurius Politicus сообщалось о том, что корабли с грузом «растительного масла, сахара, корицы и фруктов» прибывают «на этой неделе в лондонский порт». Это сообщение еще не совсем реклама. Первое коммерческое объявление, могущее считаться рекламой, было опубликовано 30 сентября 1658 году в той же газете Mercurius Politicus. Оно гласило: «Особенный рекомендуемый всеми врачами китайский чай, называемый китайцами «тшеа», другими народами — «тэй» или «тип» — можно получить ...»

Вскоре в этой и других газетах стали появляться многочисленные коммерческие рекламные объявления, отвоевывая себе место на газетной полосе. В 1667 г. на страницах еще одной лондонской газеты City and Country Mercury («Городской и деревенский Меркурий»), выходившей раз в две недели, можно было встретить биржевые сводки, которые подавались в форме диалога между сельским жителем, желавшим узнать мены на городском рынке, и искушенным в финансовых вопросах горожанином.

Постепенно реклама появилась на страницах других европейских изданий. В 1673 г. в Гамбурге выходила газета Hamburger Relations Courier, состоявшая почти из одних объявлений. Во французскую прессу реклама проникла в 1677 г., когда в газете Journal de Paris было опубликовано первое газетное объявление. Объявления эти касались в первую очередь продажи книг и географических карт, помещались в конце газеты и отделялись от основного текста чертой.

В середине XIX столетия реклама была уже неотделима от деятельности большинства периодических изданий. В 1840-е гг. в США появляются первые рекламные агентства, которые устанавливают тесные связи с прессой. В 1869 году появилось первое издание «Американского газетного справочника Роуэлла», в котором указывались тиражи более 5000 американских и канадских газет, что позволяло рекламодателю ориентироваться в газетном мире.

Вплоть до 1870 года американские журналы не практиковали использование рекламы. Допускалась только реклама книг, издаваемых соответствующим издательским домом. Однако в 1870 году в журнале The Scribner's Monthly была напечатана реклама, не связанная с книжной продукцией, и вскоре реклама и журнальная проза и публицистика стали взаимозависимы.

Быстрое развитие рекламы потребительских товаров в конце XIX века помогло появлению нового вида ее распространения — массового многотиражного журнала. В 1885 году выходило всего четыре журнала тиражом 100 000 и выше. Самыми крупными были два журнала, которые издавал Сайрус Кэртис: женский журнал Lady's Home Journal, который к середине 90-х годов 19 века имел почти в два раза больше читателей, чем любой другой журнал для взрослых, и журнал преимущественно для мужской аудитории Saturday Evening Post; его тираж вырос за 15 лет с 2200 до 2 млн. А к 1910 году, как писал Стивен Фокс, исследователь истории рекламы в Америке, журнальный мир совершенно изменился: это была революция, которую подтолкнула, воспела и оплатила реклама.

 

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010