|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Коммуникацтонная Революция — из XX века в XXI

Газета — радио — ТВ –…

В XX веке развитие новых технологий и усиление притока рекламных денег привело к развитию новых форм массовой информации. Роль их в жизни общества выросла беспрецедентно. Век радикальных социальных перемен и небывалого технического прогресса породил череду коммуникационных революций, которые, в свою очередь, вызвали к жизни новые отношения, формы и способы общения между людьми.

О первой коммуникационной революции XX века (а в наиболее развитых странах она началась еще в последней четверти предшествующего столетия) мы говорили в первом разделе. Она была вызвана метаморфозой периодической печати: некогда по преимуществу элитарные, обслуживавшие весьма ограниченные читательские аудитории, периодические издания впервые за триста лет своего существования прибрели поистине широкое распространение и превратились в средство массовой информации. Под воздействием комплекса социальных, технологических и экономических факторов периодика приобрела новое качество, что способствовало резкому повышению значения журналистики как социального института. В условиях широкого распространения грамотности, введения всеобщего избирательного права степень воздействия журналистики на политические и общественные процессы во многих случаях оказывалась выше, чем влияние других социальных институтов.

Вторая коммуникационная революция связана с появлением радио и с превращением нового средства обеспечения связи — «беспроволочного телеграфа», каковым оно было в самом начале века, — в средство массовой информации. В двадцатые-тридцатые годы вследствие повсеместного развития радиовещания формируется еще один канал систематического воздействия на массовую аудиторию, насчитывающую миллионы радиослушателей. 

Интересен процесс становления радиовещания — и именно во взаимосвязи с печатью — в нашей стране. 

С 28 мая до 1 июня 1921 года в Москве опробовалась громкоговорящая радиотелефонная установка — рупоры были установлены на балконе здания Моссовета, а 17 июня 1921 года передачи Центральной радиотелефонной станции начали транслироваться через рупоры, установленные на шести площадях Москвы. Содержание передачи составляли телеграммы ГОСТА, материалы из газет, а также лекции и доклады, подготовленные специально для вещания из радиостудии, оборудованной на Центральной радиотелефонной станции.

Особенности первого периода радиовещания в нашей стране вытекают прежде всего из специфических задач, которые стояли перед принципиально новым средством массовой информации. В свою очередь, эти задачи определялись реальными политическими, социальными и экономическими условиями жизни страны: развал экономики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего — поголовная неграмотность двух правящих классов, которым были обещаны неограниченные права и обязанности в управлении государством, а следовательно, и неограниченные возможности своего политического и культурного развития. Согласно официально объявленной правящей доктрине, процесс политического самосознания трудящихся масс был невозможен без хорошо налаженной информированности этих масс обо всех важнейших событиях в стране и за рубежом, а печатные каналы информации и пропаганды были не в состоянии удовлетворить потребности страны. В 1921 году самое массовое печатное издание — «Известия ЦИК и ВЦИК» выходило тиражом в 350 000 экземпляров. Высшая тогда инстанция — партийный съезд — была крайне обеспокоена тем, что «состояние прессы характеризует не только резкое сокращение количества газет и уменьшение тиража, вследствие отсутствия денежных средств, недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографских расходов»... но и «полная неналаженность аппарата распространения».

В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации. При этом ценность оперативной информации умножалась на возможность массового охвата ею широких кругов населения. «Вся Россия будет слышать газету, читаемую в Москве», — объявил В.И. Ленин.

Таким образом, форма газеты по радио как основного вида радиосообщений первого периода общественно-политического вещания порождена не примитивным представлением о возможностях нового канала информации и пропаганды (что в принципе было бы логичным в начальный период его освоения), но выдвинутыми властью требованиями к радио.

Радио, по убеждению В.И.Ленина, в делах агитации, пропаганды, просвещения и организации масс должно было выступать как «газета без бумаги и без расстояния».

Первая «Радиогазета РОСТА» вышла в эфир в воскресенье 23 ноября 1924 года. По своей структуре она была звуковой копией печатного издания, которое читатели получили спустя два дня.

По понедельникам газеты не выходили, и вся сумма информации, переданная по радио, опережала газетную на два дня. Эта опережающая способность канала была предусмотрена и заложена в программу деятельности редакции как один из основных принципов «Радиогазеты РОСТА». Ее ответственный редактор Б.Г. Данский писал, оценивая первые три месяца работы редакции: «Мы стараемся сделать радиогазету интересной следующим путем. Мы даем самый злободневный материал. Даем его накануне появления в печатных газетах. Это мы имеем возможность сделать, ибо к услугам радиогазеты громадный информационный материал Росты. И при том, что называется, „со сковородки". Мы имеем возможность вставлять в радиогазету телеграммы немедленно по получении их Ростой».

Следует отметить, что до появления «Радиогазеты РОСТА», материал, составляющий содержание радиосообщений, как правило, был текстом, уже опубликованным в прессе: выступления на политические темы, сообщения метеослужбы, новости экономической жизни и торговли, календари сельскохозяйственных работ, лекции на научные темы.

Принципиальное отличие аналогичных материалов, сконцентрированных в рамках радиогазеты продолжительностью в 45 минут звучания, было в первичности их обнародования и в том, что из бесформенного собрания разрозненных материалов они превратились в четко сверстанное звуковое издание.

Однако вскоре встал вопрос о создании нескольких радиогазет, имеющих каждая свою специфическую аудиторию. Совещание представителей всех заинтересованных учреждений признало такую дифференциацию радиоизданий необходимой. В решении от 26 февраля 1926 года было признано «желательным издание двух газет по радио: 1) рабочей — ежедневной, вместо выходящей радиогазеты, и 2) крестьянской, выходящей 3-4 раза в неделю». Возникший в этот период термин «радиопечать», появившийся не только на страницах прессы, но и в тексте ряда официальных документов, был отражением распространенного представления о микрофоне как о своеобразном типографском станке, выпускающем дополнительный тираж печатной продукции…

Третью коммуникационную революцию знаменовали переход от стадии экспериментов по дистанционной передаче изображения к регулярным телетрансляциям и последовавшее за этим превращение телевидения в средство массовой информации. Формирование телевидения как средства массовой информации, происходившее в основном в 1950–1960-е годы, вновь революционно изменило коммуникационную ситуацию, нарушив сложившееся мобильное равновесие между периодической печатью и радиовещанием. По завершении стадии становления телевидение превращается во многих странах мира (преимущественно индустриальных) в основное средство массовой информации, имеющее самую многочисленную аудиторию и оказывающее наиболее эффективное воздействие — поскольку располагает широким диапазоном визуальных, акустических и текстовых ресурсов. Развитие телевещания породило кризисные явления в периодической печати и радио. Происходило приспособление прессы и радиовещания к условиям конкуренции с телевидением.

В истории и зарубежного, и отечественного телевидения прослеживается несколько этапов. Первый — экспериментальный, на котором главными фигурами выступают изобретатели и инженеры. Второй — этап начала и становления регулярного вещания на стандартах, близких к сегодняшним, поиск оптимальных организационных форм и распространение телеприемников среди населения. Этот затянувшийся на многие годы период зарождения телевидения относится к нескольким промышленно развитым государствам. Для остальных стран его можно считать «нулевым»: вся подготовительная работа занимала у них несколько месяцев и сводилась к обкатке импортного оборудования и пробным передачам. Третий этап характеризуется превращением телевидения в главное средство массовой информации и господством в эфире той или иной страны нескольких крупных общенациональных программ. Четвертый, современный этап — время «телеизобилия», внедрения спутникового и кабельного ТВ (а сегодня и цифрового), дробления некогда единой телеаудитории и индивидуализации зрительского выбора.[17]

Наконец, четвертая коммуникационная революция, качественно преобразившая сферу массовых коммуникаций, происходит в последней четверти XX века в связи с развитием спутниковых и кабельных телекоммуникаций, а также созданием компьютерных сетей, способных обеспечить накопление и передачу огромных массивов информации в глобальном масштабе. Это период революционного технологического обновления средств массовой информации за счет внедрения цифровых технологий в деятельность медийных организаций и коммуникации (дигитализации).

Быстро развивалась компьютеризация редакционных процессов сбора, обработки и распространения информации, широкое развитие получило кабельное и спутниковое ТВ, быстро расширялось применение цифровых технологий в журналистике и в массовых коммуникациях, произошло стремительное становление Интернета. 

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010