|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Новые СМИ: теория

Стремительное развитие Сети создало глобальную информационную среду, в которой формируются феномены, качественно отличающиеся от «традиционных» средств массовой информации XX века. Интернет предоставил не только новые способы подачи информации, но и инновационные стратегии продвижения медиабизнеса посредством механизмов сочетания контента и его распространения.

Современные исследователи описывают систему новых СМИ, вызванных к жизни новой информационной средой, четырьмя ключевыми признаками: конвергенцией, дигитализацией, интерактивностью и принадлежностью данных медиаресурсов к сетевому пространству. Этим признакам отвечает широкий ряд новых форматов, в том числе интернет-представительства офлайновых СМИ; интернет-СМИ; интернет-ТВ (вебкастинг); интернет-радио (подкастинг); мобильное ТВ; блогосферу; социальные сети; другие ресурсы Веб 2.0.

Что именно представляют собой сегодня новые СМИ? На заре становления Интернета бытовало мнение, что едва ли не вся совокупность ресурсов Сети — одно большое средство массовой информации. Сегодня очевидно, что не каждый веб-ресурс является СМИ. Ряд исследователей полагают, что основными признаками, отличающими СМИ в Интернете от прочих веб-продуктов, являются следующие:

— ориентированность (причем осмысленная!) на осуществление массовой коммуникации;

— высокая оперативность отражения текущей действительности;

— регулирование информации с учетом потребностей массовой аудитории.

Все эти признаки в не меньшей степени свойственны и традиционным печатным СМИ, что же в таком случае различает новые и старые их «версии»? В первую очередь, конечно, носитель, или канал доставки информации. Кроме того, интернет-СМИ имеют три важнейших отличительных черты:

— мультимедийность — в распоряжении интернет-СМИ находятся все существующие технологии передачи информации: текст, иллюстрации, аудио и видео (использование всех этих средств не обязательно, но возможно для любого интернет-СМИ);

— гипертекстуальность — тесно связана с мультимедийностью — гипертекст реализует не только нелинейную связь в пределах одного типа информационного носителя (текстовых документов), но и в нелинейном сетевом объединении различных типов информационных носителей (например, текста и видеозаписи);

— интерактивность — пользователь интернет-СМИ имеет возможность не только отбирать информацию по своему вкусу, не только реагировать на нее с помощью широкого ряда инструментов (электронная почта, комментарии к материалу, общение на форуме и т. д.), но участвовать в создании информации — как опосредованно (опросы, голосования), так и непосредственно.

Создание и распространение нового контента также определяется рядом ключевых признаков:

— Любой может создавать информацию.

— Любая история может быть рассказана и услышана.

— Любая информация может получить реальную стоимость.

— Любая информация превращается в коммуникацию.

— Современная информационная среда скорее подконтрольна пользователю, чем создателю контента.

 

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010