|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Первые опыты (Ч.1)

Итак, новые СМИ значительно расширили границы информационного общества, изменив коренные принципы его существования. Однако система СМИ как совокупность аудио-, теле- и визуальной коммуникации — явление очень масштабное, в данной работе основное внимание будет сосредоточено на тех видах новых СМИ, которые все же сохраняют признаки средства массовой информации, о которых мы говорили выше.

За исторически кратчайший срок были созданы тысячи сетевых «газет» и «журналов», теоретически доступных любому пользователю Сети, в какой бы стране мира он ни находился. Особенно быстрыми темпами развивалась электронная пресса с 1995 года. Уже в 1996 году в США существовало более 1300 сетевых изданий газетного формата, а журналоподобные электронные издания исчислялись сотнями. Свои электронные версии имели 400 из издающихся в стране ежедневных газет, а также сотни журналов. В этот период каждый день появлялось до десяти и более новых электронных изданий. В списке газет и журналов, присутствовавших в Сети уже в первой половине 1996 года, можно было видеть такие названия, как The New York Times, The Washington Post, The Boston Globe. Инициаторы создания сетевых версий печатной прессы не собирались переманивать собственных читателей в Сеть, они лишь осознали в полной мере важность освоения киберпространства. Среди электронных версий печатной прессы были как читаемые с монитора копии первоисточника, так и издания, в полной мере использующие технические возможности Интернета для передачи и усвоения информации. Примерно в это же время появились собственно сетевые издания. Их печатные версии являлись вторичными по отношению к сетевым и существенно отличались от них, а то и отсутствовали вовсе. Учредителями подобных виртуальных информационных проектов выступили концерны и корпорации, работающие на стыке компьютерной, издательской и новостной индустрий.

К началу нового века практически все ежедневные газеты и 18 тыс. журналов США были представлены в Сети. В число лидеров посещаемости в США вошли сайты, принадлежащие телекомпаниям CNN, MSNBC, ABC, портал Yahoo! News, сайты газет New York Times и Washington Post. Электронные «журналы», не имеющие бумажных версий, превратились в серьезных конкурентов традиционной журнальной периодике. Девять из двадцати наиболее посещаемых американских сайтов являлись электронными версиями газет либо их дочерними предприятиями.

Рубеж веков стал периодом перелома и во многих странах Европы, где происходил взрывообразный рост количества пользователей Интернета, а также порталов и сайтов, принадлежащих медийным организациям. Газеты и журналы быстрее прочих СМИ освоили Интернет в силу естественных причин — для переноса текста с бумажного носителя на электронный требуются относительно простые технологии. Но уже в середине 90-х годов реальностью стали интернет-трансляции радиопередач и телевизионных программ. В 1996 году стартовало сетевое радиовещание ВВС, а в декабре 1997 года было объявлено об официальном открытии информационного сайта корпорации ВВС Online, переименованного впоследствии в BBCi. К 2002 году этот сайт, в обширнейшем содержании которого сочетаются текстовые ресурсы и интернет-вещание, стал самым посещаемым в Европе. Одновременно корпорация поддерживает несколько других популярных сайтов.

Во Франции несколько газет оспаривают первенство в создании своих веб-сайтов. Газета Liberation запустила свой сайт в конце 1995 года, немного позднее появления ее печатного еженедельного приложения — «Мультимедийного журнала» (Cahier Multimedia). Сайт предлагал ежедневную передовую статью из газеты, раздел «Книжный вестник» (Cahier Livres), где публиковались первые главы книжных новинок, ряд других рубрик. Для тех, кто хотел быть в курсе новостей Интернета, в рубрике «Мультимедиа» (Multimedia) публиковались статьи из «Мультимедийного журнала».

На сайте газеты Monde, созданном в 1996 году, после 13.00 можно было прочитать передовую статью, после 17.00 — другие материалы очередного печатного выпуска. На сайте были лента новостей (публиковались совместно с AFP), а также рубрики, посвященные биржевым новостям, книгам, мультимедиа и спорту. Подписка на онлайн-версию газеты обходилась в 5 франков в день, то есть на 30% меньше, чем стоил печатный номер (7,50 франка). Что касается мультимедиа, статьи из еженедельного приложения «Телевидение-Радио-Мультимедиа» были доступны бесплатно в рубрике «Мультимедиа», переименованной затем в «Новые технологии».

Сайт журнала Monde diplomatique, созданный в начале 1995 года, дал бесплатный доступ к статьям, опубликованным в издании после января 1994 года с поиском по дате, рубрике и стране. Содержание текущих выпусков журнала становилось доступно бесплатно в течение двух недель после публикации. На сайте был также организован постоянный форум для читателей.

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010