|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Первые опыты (Ч.2)

В сентябре 1996 года газета L'Humanite стала первым во Франции ежедневным изданием, предложившим свою полную версию в Интернете. Материалы публиковались на сайте в день выхода газеты между 10 и 11 часами утра, за исключением субботнего номера, который выкладывался в Сеть только в понедельник.

Сатирический еженедельник Le Canard Enchaine в середине 1990-х еще не имел своего полноценного сайта, но ему был посвящен интернет-ресурс La Creme de Canard, на котором с задержкой на неделю публиковались избранные статьи из печатного издания, а также был архив материалов, начиная с августа 1995 года.

Свои интернет-сайты создавали также французские региональные издания, например, Le Republicain lorrain, Le Dauphine libere, Dernieres nouvelles d'Alsace, Ouest-France.

Кроме полной подборки материалов печатной версии, сайт газеты Dernieres nouvelles d'Alsace (DNA), запущенный в сентябре 1995 года, предлагал такие сервисы, как биржевые котировки, калькулятор налогов, а также сокращенную версию на немецком языке. France-Ouest, сайт крупнейшей во Франции региональной ежедневной газеты Ouest-France, появился в июле 1996 года и в скором времени помимо разнообразной общеэкономической, политической и культурной информации о Западе Франции стал публиковать ежедневные новости, актуальные материалы о событиях в регионе, предлагать такие сервисы, как публикация объявлений, интернет-магазин, расписание спектаклей и др.

Испанские средства массовой информации начали осваивать интернет-пространство в 1994 году. Звание первого сетевого издания Испании оспаривают еженедельный валенсийский журнал о культуре El Temps и «Официальный государственный бюллетень» (BOE). В следующем году открылись сайты информационного агентства EFE, ежедневных газет Avui, El Periodico de Catalunya, La Vanguardia, El Mundo и других традиционных СМИ.

В конце 90-х город Интернет стал одной из главных информационно-коммуникационных систем Италии. Неуклонно растет число пользователей Сети: к началу 2009 года их насчитывалось 8,2 млн. Разумеется, этой аудитории быстро предложили новые информационные продукты: по данным Osservatorio informazione online di WebTime, уже к концу 2000 года в Интернете были представлены 1407 итальянских изданий, среди которых 76 газет, 559 журналов (без учета изданий, представленных лишь названием или содержанием последнего номера) и 772 журнала, не имеющих печатных аналогов.

В России первые попытки сделать информационные проекты в Сети предпринимались с самого появления в нашей стране Интернета, однако до 1998 года сколько-нибудь заметных успехов отмечено не было. Старт развитию средств массовой информации в Интернете дал кризисный 1998 год. К этому времени Рунет достиг охвата в 1 млн пользователей, а нестабильная экономическая ситуация подтолкнула эту аудиторию к поиску серьезной, достоверной и оперативной информации. Именно такую информацию в то время предоставлял сервер РИА «РосБизнесКонсалтинг» (РБК, www.rbc.ru). Через этот сервер, начиная с 1996 года, финансовое информагентство обслуживало платных подписчиков, и аудитория сервера до кризиса была более чем скромной — пользователи, готовые платить немалые деньги за доступ к оперативной информации, и сегодня немногочисленны. Но в августе 1998 года владельцы РБК предложили широкой публике открытый доступ к ленте своих платных новостей, и через несколько недель РБК стал ведущим сервером русского Интернета. Более того, этот шаг оказался еще и финансово выгодным — на пике кризиса, когда газеты регулярно писали о неминуемом закрытии русского Интернета в связи со скорым разорением всех его провайдеров и пользователей, доходы РБК от продажи интернет-рекламы исчислялись шестизначными суммами долларов в месяц.

Первым же «настоящим» СМИ в Рунете без бумажного прародителя стала Gazeta.ru — первая в стране ежедневная интернет-газета. Довольно скоро объективное общественно-политическое «издание», объединявшее оперативный новостной раздел с круглосуточным обновлением и ежедневные рубрики интервью, комментариев, аналитики, приобрело постоянную аудиторию в 150 000 человек (по оценкам лета 1999 года) и во всех рейтингах онлайновой прессы заняло первое место, далеко опередив интернет-версии ведущих традиционных СМИ.

В 1999 году в Gazeta.ru пришла новая команда, сделавшая акцент не на сетевую традицию, контекст и гипертекст, а на использование возможностей Интернета для оперативной публикации материалов вполне традиционной журналистской формы, с привлечением известных журналистов. Ничего подобного никогда не было в истории российской журналистики, и первая русская интернет-газета лишь упрочила позиции лидера на рынке ежедневной российской прессы…

Как утверждают эксперты, всю историю российских интернет-СМИ от зарождения отрасли до настоящего момента условно можно разбить на четыре периода. «Несмотря на то что русскоязычному Интернету — Рунету — немного лет, его история уже делится на Древнейшую, Древнюю, Средние века и Современную. По крайней мере, можно отметить несколько периодов: зарождение Рунета в 1995-1998 годах,бурные два года раздувания доткомовского пузыря в 1999-2000 годах, всеобщее уныние и медленный выход из кризиса в 2001-2003 годах и, наконец, постепенное ускорение развития с 2004 года по сегодняшний день, дающее повод для определенного оптимизма», — пишет известный деятель Интернета Алекс Экслер в предисловии к книге «Ozon.ru. История успешного интернет-бизнеса в России».

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010