|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Первые опыты (Ч.3)

Периодизация истории медийной части Рунета несколько отличается. Первый период — от появления первых русских интернет-ресурсов до конца 1998 года. Этот период характеризуется преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством крупных игроков на рынке и их низкой активностью и, соответственно, невысоким уровнем вложений в медийный сектор Интернета.

Второй: 1999 — начало 2000 года. Этот период характеризуется ростом активности в медийном секторе, связанным, в первую очередь, с выборами в Государственную думу (19 декабря 1999 года) и выборами президента Российской Федерации (26 марта 2000 года). Соответственно, в течение этого периода в Сети появился ряд новых игроков, имеющих те или иные интересы в СМИ и политике, и существенно увеличился рост вложений в развитие интернет-СМИ. Именно в этот период было разработано и открыто большинство интернет-проектов, ныне являющихся лидерами медийной сферы русского Интернета.

Третий: с начала 2000 до 2006 года. Это период так называемого «инвестиционного бума». Данный период характеризуется выходом на рынок новых игроков, которые (в отличие от игроков, активных во второй период) не имели определенных интересов в политической сфере. В основном это были компании, связанные с западным (прежде всего американским) венчурным капиталом. Этот период характеризуется многочисленными попытками реализации в русском Интернете примитивно понятой «американской модели» и развитием крупных информационных (или имеющих информационную составляющую) ресурсов, не вполне правомерно называемых «порталами».

В течение первого периода развития медийного сектора Интернет в России оставался маргинальной средой, доступной весьма узкому кругу пользователей. Крупных игроков еще не было, а те, кто уже на тот момент заявил о своем существовании, не отличались особенной активностью, реализация проектов была (даже в рамках крупных компаний, включая те, которые сейчас занимают в различных секторах российского Интернета лидирующие позиции), скорее, делом отдельных любителей.

Важно отметить существенную черту первого периода, не характерную для более поздних этапов развития медийного сектора: важную роль в формировании контент-проектов играли провайдеры. Сайты крупных провайдеров становились своего рода порталами, объединявшими разнообразные, в том числе и медийные проекты.

Первый пик активности в развитии профессиональных медийных ресурсов в русском Интернете пришелся на период с конца 1998 по весну 2000 года. Именно в этот период появились (или заняли лидирующие позиции) ресурсы, во многом определившие образ русского медийного Интернета (например, Gazeta.ru, Lenta.ru.) Кроме того, именно в этот период были реализованы две довольно примитивные стратегии развития медийных онлайн-ресурсов, до сегодняшнего дня остающиеся превалирующими: стратегия ленты новостей и более или менее полного аналога офлайнового журнала (некоторые аналоги такого рода назывались газетами, что дела не меняло). Именно успех новостных лент, пик которого пришелся на этот период, определил основные стратегии реализации медийных ресурсов периода «инвестиционного бума».

В начале 2000 года применительно к русскому Интернету начали употреблять термин «инвестиционный бум». Именно тогда ряд новых игроков (в большинстве случаев связанных с западными инвестиционными компаниями) приступил к развитию новых и покупке уже существовавших на тот момент популярных интернет-ресурсов. Пик активности этого рода пришелся на весну 2000 года. Стоит отметить, что наиболее активно инвесторы действовали в секторах, связанных с разнообразными интернет-сервисами, а также в сфере электронной коммерции. Однако перемены коснулись и проектов, полностью или частично относящихся к медийному сектору русского Интернета. Необходимо также иметь в виду, что ажиотаж, поднявшийся вокруг так называемого «инвестиционного бума», с самого начала был серьезно преувеличен. Зачастую журналисты, писавшие об этом, просто выдавали желаемое за действительное. Реально список компаний, инвестирующих значительные суммы в развитие интернет-проектов, был весьма невелик.

Главная особенность нынешнего — современного и четвертого по счету — этапа развития российского медиарынка состоит в том, что интерес к медиапроектам стали проявлять действительно весьма широкие круги инвесторов. Прежде это была очень узкая группа российских игроков, а также иностранные и международные компании — Lagardere, Sanoma, Axel Springer и др. Однако в последние несколько лет на сцену вышли российские инвестиционные группы, которые раньше не имели никакого отношения к медиабизнесу (если кто и интересовался этим рынком, то скорее по политическим мотивам).

Знаковым в этом смысле стал 2006 год. Компания «РАИНКО» Олега Дерипаски приобрела тогда крупный пакет акций холдинга «Эксперт» и ИД «Ова-Пресс», а владелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов купил ИД «Коммерсантъ» и часть активов ИД «Секрет фирмы», объявив, что будет строить на базе этих СМИ большой медиахолдинг (также Усманову принадлежат пакеты акций телеканалов «7ТВ» и «Муз-ТВ»). В 2007 году Группа ЕСН Григория Березкина приобрела «Комсомольскую правду».

Бурную инвестиционную активность продемонстрировали и старые игроки медиарынка — холдинги «Проф-Медиа» (объем покупок в 2006−2007 годах — около $1,5 млрд), «ПромСвязьКапитал», «Газпром-Медиа», ИД «Московские новости» (сегодня — «Объединенные медиа»), ИД Родионова, «РБК» и др. Впоследствии инвестиции в медиакомпании продолжались, хотя привлекательных для покупки активов осталось уже немного, следовательно, в будущем основной объем вложений примут на себя новые проекты.

Медиакомпании понимают, что зарабатывать на этом бизнесе в обозримой перспективе смогут и более мелкие инвесторы. Так, управляющая компания «КИТ Фортис Инвестментс» сформировала закрытый паевой фонд «КИТ Фортис — Российские массмедиа», минимальный взнос в который составляет 1 млн рублей. Это первая относительно доступная возможность вложений в медиа на российском инвестиционном рынке, но появятся и другие.

Как видим, в подавляющем большинстве случаев в разных странах создавать интернет-прессу начинали профессионалы информационного бизнеса — издатели газет и журналов, информагентства. Фактически им не пришлось стартовать с нуля — поначалу они попросту дублировали в онлайне контент, созданный для привычного носителя.

Сегодня Интернет открывает гораздо более широкие по сравнению с бумажным носителем возможности. Это стало причиной того, что в кризис многие газеты и журналы полностью переместились на цифровую платформу. И хотя мировая финансово-экономическая ситуация стабилизируется, тенденция миграции изданий в сегмент электронных версий все усиливается, и большинство издательских компаний во всем мире рассматривают Интернет как одно из наиболее перспективных направлений своего развития.

 

 

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010