|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

НОВАЯ ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: Революционный базис (Ч.2)

Конвергенция как объединение СМИ в единую технологическую платформу означает, прежде всего, унификацию предлагаемого содержания. Это обусловлено как технологическими факторами, так и экономическими: с одной стороны, происходит объединение производителей содержания и каналов распространения, что значительно проще, когда различные активы принадлежат одному владельцу и существуют объединенная редакция и единая схема управления. При слиянии разных СМИ не все редакции, публикующие материалы в прессе, например, считают нужным и экономически оправданным держать отдельный штат журналистов, пишущих для интернет-версии газеты. Кроме того, единая схема управления зачастую подразумевает установление общих стандартов работы и требований, предъявляемых к готовым материалам.

С другой стороны, медиакомпании стали специализироваться: кто — на производстве, а кто — на распространении содержания, при этом продать содержание разным распространителям проще, если основное ядро информации остается тем же, а оформление легко трансформируется.

Все это приводит к выработке определенного стандарта и в дизайне, и в подаче, и в организации информации. Задачей редакции в этом контексте видится производство некоего содержания, которое затем могло бы быть легко упаковано и переупаковано в зависимости от конкретных требований аудитории. Таким образом, содержание не создается под конкретную аудиторию, а лишь видоизменяется с помощью изменения заголовков, фотографий и т. п. Наибольшее внимание медиакомпаний сосредоточено не на процессе создания содержания и даже не на преобразовании информации, а на ее упаковке и распространении.

Это приводит к столкновению двух тенденций на рынке СМИ: модели традиционных СМИ и новой модели:

— модель, культивируемая печатью, делающая упор на контекстуальный, углубленный, аналитичный, более характерный для нее материал, значение которого должно возрастать по мере движения интернет-новостей в направлении агентств, с точки зрения контента, и телевидения, с точки зрения формы, если говорить о новостной, а не справочной, как перед этим, информации;

— наиболее распространенная модель, характеризующаяся укорачиванием материалов, доминированием новостей-прорывов, упором на заголовки и попытками освоения мультимедийных способов подачи информации, практикуется преимущественно информационными агентствами, новостными сайтами и телевизионными службами, работающими очень быстро, без ориентации на цикл, с частыми повторениями, то есть почти по принципу кабельных каналов, но с упором на текст.

Однако Интернет открывает широчайшие возможности для всех форм существования информации, и втискивать современные онлайновые СМИ в узкие рамки классификаций сегодня бессмысленно. Первые сайты газет, появившиеся в середине 90-х годов, были виртуальными «визитными карточками», содержание которых ограничивалось справочной информацией об изданиях и реже — об авторах. (Как ни удивительно, такие сайты существуют и сегодня.) Спустя некоторое время газеты начинают использовать Интернет в качестве дополнительного провайдера своего контента. Веб-сайты, как правило, дублируют или немного модифицируют содержание бумажных изданий в зависимости от принятых редакцией концептуальных решений. Задача видится в основном в републикации всех материалов, вышедших в свет. По традиции приоритеты газетчиков остаются за «бумагой», поэтому и электронные версии публикуются в Сети после основной, «бумажной», дабы не потерять читателей.

Буквально до недавнего времени веб-версии копировали или немного дополняли уже сложившийся типологический рисунок своего материнского издания и, по сути, мало чем отличались от основного «бумажного» продукта. Вербальный текст и изобразительный ряд (фотография, графика) — вот формы передачи его основных смыслов. Благодаря возможностям Интернета мог добавляться стандартный набор интерактивных сервисов, таких как обсуждения, голосования, рейтинги, архивы. Электронная почта постепенно заменяла обычные письма в редакцию, но других кардинальных изменений и в производстве, и в потреблении не происходило. Однако в последнее время многие редакции начали отводить своим веб-службам более самостоятельные роли. Теперь большинство веб-версий газет упаковывают контент по законам онлайна, которые отличаются от традиционных форм своими мультимедийными, интерактивными и гипертекстуальными свойствами. Помимо содержания бумажной версии на сайт выкладывается большой набор дополнительных предложений и сервисов, привлекательных для нового потребителя: видео, подкастинговое аудио и т. д.

Такое активное предложение дополнительных возможностей онлайновыми проектами не могло не затронуть традиционной прессы, причем не только с точки зрения экономики. Цифровая революция оказала существенное влияние на процесс производства печатной прессы. Бурное развитие электронных медиа привело к рассеиванию внимания аудитории. Предложение медиа растет, как и частота контактов аудитории с медиа, но вместе с тем увеличивается и число медиапроектов. Аудитория распыляется все больше и больше между предложениями электронных носителей и печатных изданий. Причем молодая аудитория все больше отдает предпочтение мультимедийным устройствам.

 

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010